Иверский монастырь

Другая культура » Иверский монастырь

Страница 13

Вслед за надвратной церковью Михаила Архангела (к северу от нее), и, вероятно, на месте прежней деревянной, появилась большая каменная башня, имевшая несколько названий — Михайловская, Патриаршая, Никоновская (1685—1689 гг.). Достраивалась она в конце 80-х годов XVII века. В 1698 году башню назвали Михайловской (по имени надвратной церкви, сооруженной по соседству).

Здание Михайловской башни во многом примечательно. Снаружи она имеет размеры 11,5Х13,5 метра и высоту 17 метров. До недавнего времени башня завершалась высоким восьмигранным шпилем, достигавшим почти 30 метров. Общая ее высота, таким образом, составляла 46 метров. Деревянные конструкции шпиля к 1960-м годам прогнили, и шпиль пришлось удалить.

В декорировке фасадов башни много общего с колокольней, Настоятельским корпусом и надвратной церковью Михаила Архангела. Особенно характерен декоративный фриз из поясков, колонок и нишек, расположенный несколько выше середины башни и прорезанный в отдельных местах свободно расставленными окнами. Этот прием напоминает обработку фасадов Настоятельского корпуса. Но декор башни более скупой. Обширные верхние и нижние плоскости стен лишь кое-где прорезают небольшие узкие окна, напоминающие бойницы.

Михайловская башня лишь на первый взгляд производит впечатление крепостного сооружения. На самом деле ее “бойницы” — обыкновенные оконные и дверные проемы. Башня несколько раз перестраивалась. Некоторые переделки и ремонты были вызваны появившимися в стенах огромными вертикальными трещинами, что объяснялось слабыми, насыщенными водой грунтами под ее основанием, фундамент же башни неглубок. Сложенный из круглых камней-валунов насухо, то есть без раствора, он стал оседать, и башня раскололась надвое.

В 1960—1961 годах башня была укреплена железобетонными и металлическими связями и отремонтирована.

Между надвратной церковью и Михайловской башней вплотную к ним располагается двухэтажный каменный корпус казначейских келий, построенный в 1686—1688 годах. В начале XIX века корпус назывался Братским, а к середине XIX века — Гостиным, по-видимому, в соответствии с изменившимся назначением.

В северной части кельи примыкают к южной стене башни и поэтому не имеют собственной стены. Более Тога, здание корпуса закрыло многие элементы декора на фасаде башни.

Все три постройки объединены общим замыслом. Над воротами во втором ярусе оставлен проем, через который можно было попасть на чердак корпуса. Такой же проем сразу же был сделан и в башне, на третьем ярусе. Когда появился корпус, по его чердаку прошел специальный коридор (переход), соединивший церковь с башней.

Корпус казначейских келий представляет собой двухэтажное каменное здание с толстыми стенами и сводчатыми помещениями. Оно претерпело большие переделки, особенно в 1830—1840-х годах. Искажения главным образом коснулись фасадов, оконных и дверных проемов, планировки. Очевидно, западный фасад здания, обращенный в сторону хозяйственного двора, был предельно прост, без каких-либо украшений. Только оконные проемы прорезали толщу его стен. Две простейшие пристройки, из которых одна уже разобрана, появились в позднейшее время. Над западной стеной по своду некогда проходил чердачный коридор, соединявший надвратную Михаило-Архангельскую церковь с Патриаршей башней. Коридор и чердак освещались через узкие щелевидные оконца под карнизом здания, напоминавшие крепостные бойницы. Позднее они были ликвидированы. Восточный фасад корпуса, обращенный к площади, был декорирован гораздо богаче. Кое-где понизу и сейчас видны декоративные, с полукруглым верхом нишки, располагавшиеся в простенках между окнами. Но сами окна грубо переделаны.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Похожие статьи:

Ранний период творчества Боттичелли
Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (Alessandro Di Mariano Filipepi). Имя Боттичелли получено от его старшего брата Джованни, ростовщика, которого называли Il Botticello («Небольшим Баррелем»). Отец Боттичелли был дубильщиком; о ...

Культурно-историческое направление на рубеже XIX-XX ВВ. Ф.Ф. Зелинский. Ю.А. Кулаковский
Историко-филологическое направление составляло центральный ствол русской науки об античности, но оно не исчерпывало ее; рассматриваемый период отличался исключительным разнообразием и богатством и иных направлений, которые, ответвляясь от ...

Живописное искусство Германии
С начала ХIХ в. классицизирующие тенденции в немецкой живописи были вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладало реакционное направление и в условиях реакции многие художники становятся на прими­ренческие позиции.Лишь в тво ...