Иверский монастырь

Другая культура » Иверский монастырь

Страница 15

В 1712 году по указу Петра I монастырь приписали к Александро-Невской лавре в Петербурге. Туда были свезены многие монастырские ценности, среди них патриарший колокол с изображением Никона, десять медных пушек и многие другие вещи. Во владение Александро-Невской лавры также отошли все вотчины и доходы.

В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны Иверскому монастырю возвратили все земли, права и льготы.

Получив независимость, Иверский монастырь вновь начал развивать строительную деятельность. Некоторые деревянные здания были заменены каменными. Отремонтированы многие сооружения. Продолжалась перестройка деревянного “города”. Восточную границу монастыря обнесли каменными стенами с крытыми переходами на арках. Сооружались каменные башни.

В первой половине XVIII столетия (до 1731 г.) в южной части монастырской территории появилось еще одно каменное здание — Братский корпус, северным торцом примкнувший к надвратной церкви Михаила Архангела. С постройкой этого здания монастырь оказался разделенным на две обособленные части — большую восточную, собственно монастырскую, и малую западную, окончательно превращенную в гостиный двор монастыря. Здесь располагались Странпоприимный корпус, гостиные и конюшенные кельи и конюшни. Монастырские власти принимали у себя духовных и светских чиновников, высшую церковную паству, богомольцев и странников.

Архитектура Братского корпуса резко отличается от предыдущих построек. Возведенный в стиле “московского”, или “нарышкинского”, барокко, с широким применением белокаменной резьбы в наличниках окон и порталов, он почти не изменен позднейшими переделками. Корпус имеет два этажа и вместительные подвалы. Почти полностью сохранились старая планировка здания, перекрытые сводами помещения, лестничные клетки, оконные и дверные проемы, в отдельных местах — плитяные полы и даже дверные полотнища. Богато украшен западный фасад здания. Упрощены лишь отдельные детали в наличниках окон.

Среди построек XVIII столетия особый интерес в архитектурно-художественном отношении представляют надвратная церковь Филиппа и каменная ограда с башнями. Церковь Филиппа, построенная между 1730 и 1764 годами, имела формы, близкие к архитектуре надвратной церкви Михаила Архангела. Она также размещалась на втором этаже, над мощными каменными воротами. По второму ярусу ее охватывали галерея и помещения, в которых находилась лестница. На восток выступала граненая апсида, с запада, над аркой въезда, имелась широкая ниша для иконы с богатым декоративным оформлением. Над крышей возвышался четверик самой церкви, переходящий в восьмерик и затем купол с восьмигранной шейкой и граненой главкой.

По проекту инженера-архитектора Савельева в 1870-х годах на месте старой разобранной постройки соорудили новую церковь в псевдорусском эклектическом стиле (проект разработан и утвержден в 1873 году).

В настоящее время эта надвратная церковь Филиппа двухэтажная, в плане — квадрат со срезанными углами, к которому с двух сторон примыкают двухэтажные крылья. В северном крыле находится лестница на второй этаж.

Южное крыло появилось в процессе строительства. В первом этаже под церковью сделаны широкие арочные ворота.

Внутреннее помещение церкви имеет в плане форму четырехконочного креста, центральная часть которого перекрыта куполом со световым барабаном, с восьмигранной позолоченной главой и крестом. Длина памятника (с запада на восток) — 11 метров, ширина и высота—около 20 метров.

Каменная ограда монастыря с башнями строилась в разное время и неоднократно переделывалась. Наиболее интересна ее юго-восточная часть. Между 1730 и 1J64 годами были возведены четыре башни. Они однотипны, построены в традициях архитектуры XVII века. Деревянные настилы разделяют их на два яруса. Простые невысокие шатры были покрыты тесом. Ограда на этих участках также двухъярусная, с крытым переходом, основанным на стене и каменной аркаде по внутреннему обводу. Во втором ярусе стен имеются щелевидные окна-бойницы.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Похожие статьи:

Алтарь мира
Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира (139 гг. до н. э.), установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. С утверждением Августа и нас ...

Периодизация русской культуры
Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного. Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три период ...

Славянские боги
Сварог Название: Единый Бог Вселенной Также известен как: Яркий Символ: Облака, раскалываемые молнией Цвет: Небесно-голубой Сварог — олицетворение неба, создатель мира. Некогда Сварог расколол облака стрелами молнии и зажег факел сол ...