Антиной

Страница 1

Эстет и любитель роскоши (что не считалось среди римлян чем-то предосудительным), Адриан и сам желал быть запечатленным в образе греческого философа, отрешенно размышляющего среди цветущего сада о вещах, далеких от реальной жизни. Этой цели посвящен хранящийся теперь в Ватикане мраморный бюст императора, изображенного с бородой и несколько рассеянным выражением лица. С этого времени и на протяжении всего II в. в римском портретном искусстве господствует тема самоуглубления, печали, грустного раздумья. Скульпторы перестают раскрашивать мраморные статуи, и теперь эстетический эффект целиком зависит от высокого уровня обработки мрамора. Зрачок со времени Адриана помечается посредством резца, но иногда и этого не делается, и тогда портрет имеет совсем уж отрешенный вид.

В 130 г. в водах Нила при загадочных обстоятельствах утонул любимец императора Адриана прекрасный юноша Антиной. Безутешный император основал на месте гибели Антиноя город его имени, этим же именем назвал звезду и буквально наводнил Римскую империю статуями погибшего фаворита. В бюстах, статуях и рельефах, изображающих Антиноя то в виде божества полей и пастбищ Сильвана, то в образе Вакха, то в облике Меркурия, явно читается желание уподобиться греческим классическим прототипам, однако другая эпоха рождает и другое искусство: вместо спокойной ясности облик юноши преисполнен меланхолии и глубокой печали. По существу, портреты Антиноя стали отражением несбывшейся мечты о "золотом веке", о царстве гармонии и порядка, до которых римскому обществу осталось, кажется, совсем чуть-чуть . Но идеал (образцом которого римлянам представлялась Эллада 5 в. до н. э.) так и не был достигнут. При наследниках Адриана дела государства пошатнулись, пришлось оставить некоторые завоеванные провинции, бороться с неурожаями, эпидемией чумы, бунтами рабов и ценой неимоверного напряжения сил сдерживать на границах напор сарматских, фракийский, германских племен.

Рис. 10 Антиной. Деталь статуи. Мрамор.

Стремление уйти от внешних проблем в свой внутренний мир хорошо заметно по римским скульптурным портретам времени Антония Пия и Марка Аврелия (соответственно 138-161 и 161-180 гг.), когда в обработке мрамора скульпторы достигли высочайшего мастерства. Сохранились многочисленные портреты самих императоров, их жен, родственников и домочадцев, а также частных лиц, в которых индивидуальное портретное сходство уживается с общим для всей эпохи состоянием грустного раздумья.

Определенную (хотя, естественно, не главную) роль в распространении мрачно-упаднических настроений сыграл и сам Марк Аврелий, который в качестве философа-стоика активно проповедовал идеи пессимизма и разочарования земными благами. Вполне вероятно, что не все были согласны с разочаровавшимся императором, но спорить желающих не находилось, поэтому печать глубокой думы лежит на челе соправителя Марка Аврелия Люция Вера - в жизни человека легкомысленного и далекого от философских размышлений.

Рис. 11 Марк Аврелий. Деталь конной статуи.

Характернее всего выглядит конная бронзовая статуя самого Марка Аврелия, установленная в его правление на Капитолии. Император изображен как военачальник, каковым он и являлся, приветствующий с седла свои легионы. Однако, несмотря на попытку принять воинственный вид, Марк Аврелий мало похож на грозного диктатора: жест руки плавен и мягок, выражение лица безмятежное. Парадоксально, но конь императора выглядит гораздо более живым и динамичным, чем сам Марк Аврелий, словно спящий в седле с открытыми глазами. Чтобы понять, какой путь прошло римское искусство за время империи, достаточно сравнить этот памятник с мраморной статуей Октавиана Августа из Прима Порта и увидеть, насколько сильный, агрессивный, полный энергии Октавиан отличается от грустно-отрешенного, уставшего от жизни Марка Аврелия.

Портретная пластика периода Римской империи характерна своей яркой реалистичностью. В портретах этого времени мы "читаем" всю жестокую историю Рима: произвол ее правителей, праздный быт утратившей интерес к общественной деятельности римской знати, о которой Ювенал писал: "Свирепей войн налегла на нас роскошь". Развитие скульптурного портрета эпохи империи прошло несколько стадий: глубокий интерес к человеческой личности и тонкую характеристику человеческих чувств или их трезвую реалистическую оценку (I в., вторая половина, например, портреты Веспасиана, Вителлия), стремление создать идеал, подобный греческому (II в. - эпоха Адриана, например, изображения любимца императора Антиноя), и сатирический, обличительный пафос портретов последних веков существования (III- IV вв.). Менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, ранее окрашиваемый в портретах I в., со второго века стали намечать пластически; употреблялась полировка мрамора. В III- IV вв. появляется техника насечки, подчеркивающая шероховатость мрамора, упрощается скульптурная моделировка. Географическая пестрота римского мира, варваризация армии, особенно усилившаяся после эдикта Каракаллы о распространении прав римского гражданства (212 г.), породила много портретов людей неримского происхождения. Глубокой тонкой психологичностью, элегической грустью поражает высоко одухотворенный образ женщины в портрете, условно называемом портретом сириянки.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Историчность в культуре
Но это следует понимать иначе, чем мы привыкли видеть, листая учебник истории. Там человечество (а это понятие включает и нас) предстает в виде калейдоскопа сменяющих друг друга государств и народов. Падают династии, учреждаются законы, н ...

Прикладное искусство
"Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами – большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец на ...

Романское искусство
Термин "Романский стиль", возникший в XIX в. при­меняется к западноевропейскому искусству X-XII вв. (в ряде стран — XIII в.). . Широкое распространение в романском искусстве получила монументальная скульптура (особен­но рельеф) ...