Иверский монастырь

Другая культура » Иверский монастырь

Страница 8

Лучших валдайских мастеров изразцового дела Никои забрал к себе в строившийся Воскресенский монастырь на Истре. В 1667 году они были переведены в Москву — в царскую мастерскую палату. Но на валдайской земле ремесло это не умерло. В конце XVII — начале XVIII века Ивер-ский монастырь оставался крупнейшим поставщиком цветных изразцов.

Возможно, что пышные изразцовые “ковры” на фасадах Вяжищского монастыря под Новгородом были изготовлены валдайскими мастерами.

Нет оснований считать, что в Новгороде не было своей мастерской по изготовлению изразцов. Но в тот период производство их или заглохло, или не могло в достаточном количестве удовлетворять спрос. Возможно, качество иверских изразцов было более высоким. Характерен и такой факт — иверские мастера сами выезжали на места для установки печей у заказчиков, лишь в качестве подсобной силы используя местных “печаров”.

В монастыре большое развитие получила резьба по дереву. В 1668 году иверский монах Сивириян по просьбе новгородского митрополита прибыл в “Софийский дом” для выполнения резьбы по дереву, поскольку “домовой мастер” не мог справиться со всеми видами работ. Резных дел мастера Иверского монастыря монаха Иосафа и с ним столяра Ивана в 1684 году по царскому указу взяли в Воскресенский монастырь для иконостасной работы.

В стенах Иверского монастыря трудились мастера слюдяных оконниц, обучавшие своему искусству учеников, присылаемых новгородским митрополитом.

Иверская обитель прославилась н колокололитейным делом, которому положила начало отливка “никоновского” колокола. Впоследствии, как свидетельствуют документы, монастырь обеспечивал себя колоколами собственного производства. Так, в 1666 году, спустя десять лет после изготов-

ления “никоновского” колокола, иверский иеромонах Паисии, фиксируя свои расходы в Москве, писал: “Куплено глины белой 10 плит колокола и паникадила лить”. В документах 1667 года находим сведения о выдаче жалованья стрельцам-каменщикам, сделавшим печь колокольную.

В первоначальный период своей истории монастырь был своеобразным центром просвещения. В 1656 году на монастырском подворье в Валдае монахи выстроили два дома для школы. В стенах монастыря несколько лет действовала типография, привезенная монахами Кутеинского братства. Это была первая в России провинциальная типография. В 1657—1658 годах в ней печатались часословы и “Рай мысленный” (сочинение инока Стефана Святогорца и Никона). В последующие годы из типографии выходили не только книги духовного содержания. В описи книг за 1665 год значилось 118 лексиконов и 290 “азбук с вопросы и ответы”.

В ноябре 1665 года по распоряжению Никона типографский станок со всеми принадлежностями был отправлен в Воскресенский монастырь, откуда его так и не вернули.

В монастыре делали переводы с иностранных языков, переписывали ноты (“концерты”), переплетали книги. В монастырской библиотеке имелось множество “певчих книг”.

Иверский монастырь был крупнейшим землевладельцем Новгородской земли, нещадно эксплуатировавшим своих крепостных. В апреле 1655 года царь пожаловал обители Коломенский, Черенчицкий и Рамушевский погосты со всеми угодьями и крестьянами. К концу XVII века в распоряжении Иверского монастыря находились Никольский-Лятский, Никольский, Понедельский, Кречевский и Сергеевский монастыри. Ему же принадлежали крупные селения — Валдай, Зимогорье, Едрово, Яжелбицы, Потерпелиц-кий, Великопорожский, Березовский и Вышневолоцкий рядки. Пространная царская грамота от 26 октября 1668 года утвердила Иверский монастырь как “правильно созданный” и перечислила все его владения. К тому времени монастырь имел более 1,5 тысячи крестьянских дворов, в к6-торых проживало около 5,5 тысячи человек. В его распоряжении было около 24,5 тысячи четвертей земли, не считая лесных угодий и озер. С лугов монастырские крестьяне получали свыше 70 тысяч копен сена. В Москве монастырь имел два своих двора, еще два двора были в Новгороде и по одному в Торжке и Твери. В Старой Руссе за ним числилось одиннадцать соляных варниц.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие статьи:

Татаро-монгольское иго
Развитие русской культуры в XI — начале XIII века представляет собой непрерывный поступательный процесс, который накануне татаро-монгольского нашествия достиг своего наивысшего уровня: в живописи — новгородские фрески, в архитектуре — вла ...

Русский портрет второй половины XIX века
Гоголь, Л. Толстой и Достоевский сказали свое слово о природе портрета. То что было сказано ими по этому поводу, нельзя отнести к теории искусства или к эстетике. Это всего лишь притчи, иносказания. Но в них заключены глубокие мысли, дале ...

Иверский монастырь
Памятникам зодчества Новгородской области принадлежит почетное место среди лучших произведений русской культуры. Одной из замечательных особенностей творчества древних мастеров было умение выбрать для создания рук своих самое лучшее, выго ...