Иверский монастырь

Другая культура » Иверский монастырь

Страница 17

После победы Великого Октября удельные, церковные, монастырские и помещичьи земли Валдайского уезда были переданы земельным комитетам для распределения их нуждающимся.

Враждебно относясь к Советской власти, монахи усиленно вели контрреволюционную агитацию среди жителей Валдая. Используя тяжелое положение с продовольствием, они готовили почву к открытому выступлению. 15 июля 1918 года, когда специальный отряд Валдайского исполкома приступил к реквизиции хлебных излишков, монахи ударили в набат. Это был сигнал к контрреволюционному выступлению. Местные купцы, церковники и часть поддавшихся их влиянию горожан начали громить оружейные склады, В городе было объявлено военное положение.

Монахи пытались скрыть драгоценности, хранившиеся в ризнице, наиболее ценные украшения с икон. Среди найденных чекистами вещей оказались серебряные ризы с Иверской и других икон, много золотых крестов, митры, короны, ковчег, золотые кольца, броши, около двух пудов медных и золотых монет, блюда, кружки, кадильницы, кубки Никона, чаши (две из них с бриллиантами) и многое другое.

В ноябре 1918 года рабочие монастырских мастерских — кузнечной, слесарной, сапожной и бондарной — образовали комитет, представители которого конфисковали у монахов ключи от кладовых и хлебного амбара и заставили монастырскую “братию” трудиться. Все доходы монастыря перешли в ведение комитета.

Так прекратил свое существование Иверский монастырь, около трехсот лет эксплуатировавший окрестное население.

В бывшем монастыре в 1918 году был открыт историко-архитектурный музей. В 1922 году его реорганизовали в краеведческий.

В период Великой Отечественной войны в зданиях монастыря размещались госпитали. В настоящее время здесь находится база отдыха трудящихся Новгородского производственного объединения “Планета”.

В 1959 году работники Новгородской специальной научно-реставрационной производственной мастерской приступили к работам, целью которых в первую очередь было выведение памятников из аварийного состояния, реставрация их первоначального облика. Сначала реставрировали Успенский собор, укрепили Михайловскую башню и северную часть трапезной, починили кровлю некоторых зданий.

В ближайшие годы предстоит реставрация всех главных зданий монастыря. Отдельные постройки после реставрации станут использоваться для показа музейных экспозиций.

При реставрации (натурные исследования, использование архивных материалов) был выявлен первоначальный характер архитектуры, сильно искаженный в позднее время.

Ушла в предание жизнь монахов Иверской обители. Остался на века комплекс памятников огромной художественной ценности — чудо архитектуры. В монументальных монастырских постройках воплотилось высокое искусство народных мастеров — зодчих, художников, ремесленников.

Гармоничность панорамы архитектурного комплекса Иверского монастыря в любое время года обладает особой силой художественного воздействия. С озера в жаркий, солнечный день, когда белые стаи облаков проплывают над его шпилями, маковицами и шатрами, он кажется сказочным градом. Пасмурным осенним днем, когда небо закрыто серыми тучами, ансамбль похож на суровую крепость, поднявшуюся среди свинцовых вод Валдайского озера. Ясным погожим днем золотой осени, если смотреть с Муравьиного острова, монастырь и его окрестности напоминают проникновенные левитановские пейзажи. Зимой, покрытый снегом, ансамбль издалека манит к себе путешественника, добирающегося к его стенам по скованному льдом озеру.

В планировке Иверского монастыря над строгой симметрией господствует принцип свободного размещения зданий. Приближаясь к острову, вы видите сначала общую картину. Стены, шатры и главки как бы сгрудились, тесно переплелись в причудливый силуэт. Несколько правее, почти в центре этого живописного “хора”, сияют главы Успенского собора — основного сооружения монастыря. Вы ступили на берег. Теперь перед вами на переднем плане — главный фасад комплекса. Слева и справа — две угловые башни, между ними — спокойные глади низких корпусов, и в центре — надвратная церковь Филиппа. Постройки симметричны, уравновешенны. Можно хорошо рассмотреть каждое здание и его декор.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18

Похожие статьи:

О колокололитейном искусстве
Летописи обычно упоминают о литье колоколов, переливке и починке, пропажах и пожарах, во время которых колокольная медь расплавлялась словно смола. Все это — свидетельство большого внимания к колоколам в Древней Руси. Сохранились и имена ...

Исследование феномена любви в русской публицистике XIX -ХХ вв
. Существует традиционное представление о том, что русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы. У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и беатриче, Ромео ...

Расин в оценке французских классиков XIX века
В своей знаменитой книге «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями» (1800) мадам де Сталь проводит сравнительный анализ древней и новой литературы. Подчеркивая превосходство последней, писательница приходит к выв ...