Иверский монастырь

Другая культура » Иверский монастырь

Страница 14

Последнее каменное здание второго периода строительства — церковь Якова Боровичского — появилось в 1702 году на месте сгоревшей в 1700 году деревянной церкви.

Кирпичное здание церкви Якова Боровичского поднялось в северо-восточной части монастыря на красивом месте — на “горке”. С его постройкой закончилась “каменная эпопея” Иверского монастыря второй половины XVII столетия. Новая церковь с больницей и трапезной представляла собой небольшую постройку длиной 36,5 метра и шириной 12 метров, решенную в несложных формах. Ее боковые стены поставлены так, что объем церкви почти но выделяется из объема трапезной. К тому же их карнизы находятся почти на одном уровне, а перестроенная в позднейшее время крыша сравняла обе части здания.

Как почти все постройки Иверского монастыря, этот памятник подвергался неоднократным перестройкам. Вначале объем трапезной и больницы был, вероятно, одноэтажным и представлял собой вытянутую с запада на восток сводчатую одностолпную палату. Вскоре был надстроен второй этаж несколько иных форм. Этажи соединяла узкая внутри-стенная лестница да северной стороне. Квадратное в плане помещение церкви в продольном направлении перекрывал коробовый свод, что в какой-то мере определяло и первоначальную форму крыши. Она, по-видимому, была двухскатной, несколько приподнятой над крышей больницы. На чертеже 1823 года крыша показана общей для обоих зданий. Над невысокой полукруглой апсидой кровля была шатровой, с полицами. Отпечаток ее контуров и теперь хорошо заметен на восточной стене.

Сейчас лишь по уцелевшим наличникам окон, декоративным пояскам и некоторым другим признакам в памятнике угадывается произведение архитектуры начала XVIII столетия.

По многим характерным признакам, раскрытым большей частью в процессе ремонтных и реставрационных работ, все здания, построенные в “послениконовский” период, можно с уверенностью объединить в одну группу. Всем им присущ единый, неповторимый облик, заметно отличающийся от стиля Успенского собора. Особенно близки друг к другу по архитектурным деталям колокольня с Наместническим корпусом, Настоятельский корпус, надвратная церковь Михаила Архангела, Михайловская башня и корпус казначейских келий. Это сходство выражается прежде всего в излюбленной композиции фасадов, построенной на контрасте обширной глади стены и богатого декоративного пояса, все элементы которого решены очень тонко и изящно.

В конце XVII — начале XVIII века снова оживилась жизнь в Иверском монастыре. У крестьян, обитавших на монастырских землях, и жителей Валдая появился новый хозяин — настоятель монастыря. Он вершил многочисленные судебные дола.

Портные, сапожники, оконничники, горшечники, мельники, Пильняки, колесники, печные мастера и кузнецы не покладая рук работали на иверских монахов. В мастерских, расположенных в окрестностях Валдая, изготавливались изразцы. В Валдае для монастырского строительства разрабатывали большие глиняные карьеры, делали кирпичи. Многие жители Валдая обслуживали различные хозяйственные постройки монастыря, возведенные в селе, — гостиный двор, таможенную избу, важню и многие другие.

С большим размахом велось строительство. Когда-то в окружении серых деревянных построек белой глыбой высилось на острове единственное каменное здание — собор Иверской богоматери. Только с 1667 по 1702 год в монастыре и Валдае было сооружено десять каменных зданий ir семь крупных деревянных построек. Над деревянной крепостью поднялся каменный ансамбль. Обогатился силуэт монастыря. Мощные массы собора, устремленные ввысь, как бы поддерживались вертикалями других зданий.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Похожие статьи:

Фрески Кастельсеприо
Рождество Христово. Фреска. Кастельсеприо. VI-VII вв.('Nativite'. Fresque. Castelseprio. VI-Vile s.s.) В 1944 году в местечке Кастельсеприо, в окрестностях Милана, неподалеку от монастыря Кастильоне д'Олона с его знаменитыми фресками М ...

Западнославянская мифологическая система
Западнославянская мифология известна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам. Балтийская мифология Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрознены: речь ...

Изменения в хозяйственной культуре в процессе хозяйствования
Принадлежность индивида к касте строго определяется его кармой. В отличие от протестантизма, в индуизме отсутствует произвол Бога, случайность, каждый человек занимает свое место в кастовой системе в точности в соответствии с совокупность ...