Иверский монастырь

Другая культура » Иверский монастырь

Страница 12

Пятигранная пристройка на восточной стороне корпуса, напоминающая по своей форме и местоположению обыкновенную апсиду (алтарь) церкви, вероятно, появилась позднее самого здания, скорее всего в конце XVII — начале XVIII века. Она могла быть алтарной частью небольшого храма, для которого перестроили восточную часть корпуса, или же маленькой церковкой, а может .быть, летней светелкой настоятеля.

Настоятельский корпус — единственное здание в монастыре, где удалось обнаружить уцелевшие изразцовые украшения.

Надвратная церковь Михаила Архангела построена в 1683—1685 годах. И это здание — важнейшую составную часть архитектурного комплекса — строил

Афанасий Фомин. Сохранилась копия подрядной записи, внесенная в приходо-расходную книгу в апреле 1683 года:

“ .подрядены стрельцы Афонька Фомин со товарищи построить в Иверском монастыре каменные святые ворота в вышину 2 сажени косых, да на тех воротах церковь каменную о пяти главах каменных в вышину 4-х сажен косых, а внутри пространства в той церкви 3 сажен аршинных длпннику и поперечнику окромя алтаря . Денег пятьдесят рублев да 20 пуд соли, дано всякому человеку па неделю по хлебу, да 20 пуд свиного мяса .”

Воротная часть здания церкви Михаила Архангела — прямоугольное в плане одноэтажное сооружение (22 Х 18м), прорезанное посередине глубокой сквозной аркой. С некоторым отступом от наружной стены в арке были сделаны притолоки, на которых висели двухстворчатые, окованные железом двери. По сторонам проезжей арки с обеих сторон имелись ложные декоративные арки, за которыми располагались хозяйственные помещения и лестница на второй этаж. Ворота оканчивались прямоугольной горизонтальной площадкой, на которой, как на платформе, была возведена церковь Михаила Архангела. Она представляет собой квадратную бесстолпную постройку, перекрытую сомкнутым сводом, с одной пятигранной апсидой и восьмигранным глухим барабаном. Церковь занимает гораздо меньшую площадь, чем основание, на которое она поставлена. Вокруг нее — свободное пространство, ограниченное с севера и юга торцовыми стенами смежных корпусов, а с запада — высоким парапетом, прорезанным тринадцатью окнами с арочными перемычками. Эта своеобразная галерея на восточной стороне оканчивается двумя небольшими надстройками, появившимися позднее — в конце XVIII—XIX веке. Судя по поздним карнизам, потолку и крыше над галереей, которые закрывают древний декор на стенах церкви, первоначально площадка была открытой.

Переделкам подвергалась и сама церковь. Пятигранная апсида в древности была покрыта не полукуполом, а высоким деревянным шатром, отпечатки которого и теперь хорошо прослеживаются на восточной стене здания. К позднему времени относится и барабан с восьмигранным куполом, круглой шейкой и главкой. Центральный барабан был первоначально круглым, гораздо меньших размеров, световой. О нем можно судить по отверстию в сомкнутом своде, теперь заделанному сверху. По углам располагались еще четыре глухих барабана — церковь первоначально была пятиглавой. Главы и украшавшие их основания деревянные кокошники были покрыты лемехом, а центральный барабан и глава были расписаны. Для приспособления помещений к различным нуждам устраивались перегородки, новые двери и лестницы. Высокое пространство церкви перегорожено деревянным перекрытием на два яруса ниже деревянных хоров. Внутристенная лестница, ведущая на эти хоры по северной и западным стенам, закрыта. Многие окна галереи и самой церкви также заложены.

В отличие от предыдущих построек фасады Михаило-Архангельской церкви и ворот богато и равномерно декорированы. Мотивы декора традиционны: вертикальные жгуты-валики, прямоугольные, сильно вытянутые по высоте, и квадратные нишки, обрамления вокруг арок, широкий фриз из поясков, поребрика и “сухариков”. Все вместе они образуют каменное кружево на фоне белоснежных стен. На западном фасаде декор был поврежден в XIX веке. Живописцы-ремесленники изобразили над аркой сцену из жизни Иверского монастыря — перевозку “мощей” в новую обитель.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Похожие статьи:

Якопо делла Кверча
Третий из крупнейших итальянских мастеров первой половины 15 в.—Якопо делла Кверча (1374—1438), будучи по возрасту старше не только Донателло, но и Гиберти, первоначально был теснее их связан с готической традицией. Впоследствии он, однак ...

Расцвет новгородского зодчества
Статья "Расцвет новгородского зодчества" написана А.В.Щусевым и В.А.Покровским. Она публикуется для того чтобы не прерывать линию исследования, намеченную И.Э. Грабарем для всего раздела, посвященного новгородско-псковскому зодч ...

Искусство хеттов и митанни
Второе тысячелетие до н.э. является интересным, но еще относительно мало изученным периодом в истории Передней Азии. В это время приходят в движение степные скотоводческие племена, а также и народы горной части Передней Азии. Важную роль ...