Иверский монастырь

Другая культура » Иверский монастырь

Страница 16

После пожара 1825 года на башнях появились новые, более высокие шатры с восьмеричком и шпилем, покрытые железом. Они существуют и теперь.

Прясло стены между утраченной Поваренной и Квасоваренной башнями полностью перестроено. Остальные участки стен с двумя угловыми башнями на западной стороне монастыря появились позднее юго-восточной части. Они были значительно ниже, крытых переходов не имели. Небольшой участок ограды сохранился на западной стороне у северо-западной башни. Он включен в здание конюшенных келий. Остальные прясла в разное время значительно или полностью перестроены, а две башни возведены вновь в XIX веке.

В 1764 году правительство Екатерины II опубликовало манифест о секуляризации (изъятии) вотчин у монастырей, церквей и архиереев. Доходы Иверского монастыря сократились. Во второй половине XVIII столетия строительство в нем заглохло.

Предпринимались попытки заменить оставшиеся деревянные постройки каменными, но делалось это бессистемно. Пример тому — перестройка ограды. Если первые три прясла монастырской стены символично выражали идею “города”, крепости, то остальные прясла служили всего-навсего каменным монастырским забором. Маловыразительные формы и размеры стены монастырской ограды обеднили облик всего комплекса.

К началу XIX века многие постройки сильно обветшали.

Пожар 1825 года довершил разрушения. Сгорели покрытия стен и башен, церквей и собора, трапезной и корпусов, пострадали многие деревянные постройки монастырских дворов. Монастырские власти были вынуждены начать работы по перестройке и ремонту зданий, которые продолжались до 80-х годов XIX века. Следуя требованиям реакционной верхушки духовенства, новые настоятели ревностно насаждали в Иверском монастыре показное благолепие. Под видом ремонта все старые здания перестраивались по образцам царившей тогда моды. Проводились мероприятия и противоаварийного порядка, например устройство контрфорсов у колокольни, Братского корпуса и другие. В основном все строительные работы сводились к изменению планировки, надстройке дополнительных этажей, к добавлению новых незначительных пристроек и удалению с фасадов всего нарядного убранства, которое придавало зданиям неповторимый, запоминающийся образ. Под топорами и молотками новых строителей с благословения “ревнителей благочестия” погибли изразцовые “ковры” на фасадах Настоятельского корпуса, богатый убор колокольни, красивые наличники в окнах трапезной, церкви Якова Боровичского, Казначейского корпуса и других зданий. Исчезли все изразцовые печи, узорные полы, многие своды, черепичные крыши, перекраивались нарядные крыльца, огромные залы перегораживались на отдельные небольшие комнаты, закладывались оконные проемы, и вместо них прорубались новые. Здания получали стандартные покрытия, однообразные фасады.

В Валдае в 20—40-х годах XIX века архитектор Александр Харулин разработал проекты перестроек почти всех монастырских зданий и проекты новых построек в западной части комплекса. Почти все его предложения были воплощены в жизнь.

Во второй половине XIX века в юго-западной части монастыря был возведен большой Странноприимный корпус. Одноэтажное здание в средней части имело обширную светелку, торцовые стены которой были каменными, а боковые — деревянными. Из-за слабых грунтов и плохих фундаментов постройка подверглась сильному разрушению.

В XIX столетии ремонтировалась и достраивалась монастырская ограда. Для возведения новых зданий строительный материал нередко брали из старых построек. Так, окончательно погибла огромная северная часть трапезной, были уничтожены все переходы на стенах с южной стороны монастыря. На северо-западном и юго-западном углах ограды появились две новые каменные башни — плохие копии ранних башен.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18

Похожие статьи:

Федор Михайлович Достоевский
Достоевский лишь двенадцатью годами младше Гоголя, а вступил на литературное поприще в середине сороковых. Первая и чрезвычайно успешная публикация повести "Бедные люди" (1845) сразу ввела его в круг авторитетных литераторов – е ...

Древнее царство
После объединения Египта в единое государство в кон­це IV — начале II тыс. до н. э. начинается расцвет египет­ского искусства. В эпоху Древнего Царства в Египте поя­вляется новый тип гробниц — ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида ...

Сапунов
Н. Сапунов. Карусель. 1908. Ленинград, Русский музей В залах наших столичных музеев Н. Сапунов представлен всего лишь несколькими вещами, по которым трудно составить себе представление о нем. В общих трудах по истории русского искусств ...