Иверский монастырь

Другая культура » Иверский монастырь

Страница 16

После пожара 1825 года на башнях появились новые, более высокие шатры с восьмеричком и шпилем, покрытые железом. Они существуют и теперь.

Прясло стены между утраченной Поваренной и Квасоваренной башнями полностью перестроено. Остальные участки стен с двумя угловыми башнями на западной стороне монастыря появились позднее юго-восточной части. Они были значительно ниже, крытых переходов не имели. Небольшой участок ограды сохранился на западной стороне у северо-западной башни. Он включен в здание конюшенных келий. Остальные прясла в разное время значительно или полностью перестроены, а две башни возведены вновь в XIX веке.

В 1764 году правительство Екатерины II опубликовало манифест о секуляризации (изъятии) вотчин у монастырей, церквей и архиереев. Доходы Иверского монастыря сократились. Во второй половине XVIII столетия строительство в нем заглохло.

Предпринимались попытки заменить оставшиеся деревянные постройки каменными, но делалось это бессистемно. Пример тому — перестройка ограды. Если первые три прясла монастырской стены символично выражали идею “города”, крепости, то остальные прясла служили всего-навсего каменным монастырским забором. Маловыразительные формы и размеры стены монастырской ограды обеднили облик всего комплекса.

К началу XIX века многие постройки сильно обветшали.

Пожар 1825 года довершил разрушения. Сгорели покрытия стен и башен, церквей и собора, трапезной и корпусов, пострадали многие деревянные постройки монастырских дворов. Монастырские власти были вынуждены начать работы по перестройке и ремонту зданий, которые продолжались до 80-х годов XIX века. Следуя требованиям реакционной верхушки духовенства, новые настоятели ревностно насаждали в Иверском монастыре показное благолепие. Под видом ремонта все старые здания перестраивались по образцам царившей тогда моды. Проводились мероприятия и противоаварийного порядка, например устройство контрфорсов у колокольни, Братского корпуса и другие. В основном все строительные работы сводились к изменению планировки, надстройке дополнительных этажей, к добавлению новых незначительных пристроек и удалению с фасадов всего нарядного убранства, которое придавало зданиям неповторимый, запоминающийся образ. Под топорами и молотками новых строителей с благословения “ревнителей благочестия” погибли изразцовые “ковры” на фасадах Настоятельского корпуса, богатый убор колокольни, красивые наличники в окнах трапезной, церкви Якова Боровичского, Казначейского корпуса и других зданий. Исчезли все изразцовые печи, узорные полы, многие своды, черепичные крыши, перекраивались нарядные крыльца, огромные залы перегораживались на отдельные небольшие комнаты, закладывались оконные проемы, и вместо них прорубались новые. Здания получали стандартные покрытия, однообразные фасады.

В Валдае в 20—40-х годах XIX века архитектор Александр Харулин разработал проекты перестроек почти всех монастырских зданий и проекты новых построек в западной части комплекса. Почти все его предложения были воплощены в жизнь.

Во второй половине XIX века в юго-западной части монастыря был возведен большой Странноприимный корпус. Одноэтажное здание в средней части имело обширную светелку, торцовые стены которой были каменными, а боковые — деревянными. Из-за слабых грунтов и плохих фундаментов постройка подверглась сильному разрушению.

В XIX столетии ремонтировалась и достраивалась монастырская ограда. Для возведения новых зданий строительный материал нередко брали из старых построек. Так, окончательно погибла огромная северная часть трапезной, были уничтожены все переходы на стенах с южной стороны монастыря. На северо-западном и юго-западном углах ограды появились две новые каменные башни — плохие копии ранних башен.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18

Похожие статьи:

Изобразительное искусство во второй половине 19 – начале 20 веков
Прекрасных успехов достигло белорусское изобразительное искусство. На территории Беларуси после закрытия Виленского университета не было высшего учебного заведения. Первым шагом на пути организации профессиональной подготовки художнико ...

Темари
Когда-то давно это искусство было известно только в Китае, откуда и попало в Японию, а теперь от темари без ума весь мир: существует множество различных кружков и секций, где рукодельницы обмениваются схемами и секретами мастерства. И вот ...

Условия бытования пермской культуры в 1990-е годы
Экономический и политический кризис в стране в начале 1990-х повлиял на все сферы жизни общества. В провинции социальные противоречия этого периода были не менее болезненны. На страницах пермской прессы 1990-1997 годов социальная и полити ...