Переплетение культур в Передней Азии

Другая культура » Переплетение культур в Передней Азии

Страница 7

шие их от врагов, видимых и невидимых, наделенные лишней ногой, чтобы

каждый входящий видел их сбоку - в движении, устрашающем своей тя-

жестью, а спереди - в не менее грозном покое .

Не культовые, а светские сюжеты преобладают в рельефах и росписях

ассирийских дворцов. Не культовая, а грандиозная дворцовая и крепост-

ная архитектура с мерно чередующимися башнеобразными выступами харак-

терна для военной ассирийской державы, которой царь служил увенчанием.

Самые знаменитые рельефы из ассирийских царских дворцов находятся

теперь в лондонском Британском музее и в парижском Лувре. Петербург-

ский Эрмитаж также обладает характерными образцами этой монументальной

скульптуры.

Это сплошь прославление царя, его власти, его деяний. Всюду лицо

царя величаво, деспотически сурово, без индивидуальных черт.

Баснословная роскошь царских облачений, утвари, бесчисленных ук-

рашений. И беспримерное в искусстве изображение царской жестокости:

сажание на кол, вырывание у пленников языка и сдирание кожи в присутс-

твии царя, жутко переданные - без тени жалости.

И наконец, в царских охотах и битвах замечательные изображения

животных. Это и есть вершина ассирийского искусства.

Пружинисто сгибающиеся под тяжестью всадников, мчащиеся по пусты-

не верблюды . Гордая львиная ярость и бешеный конский бег . Искусс-

тво еще никогда не достигало такой силы в изображении подобных сцен,

где главными героями являются лев, верблюд или конь. И конечно, такой

динамизм, такая мощь звериного порыва даже не мерещились изысканному

художнику, написавшему едва ли не самую бурную в искусстве Египта охо-

ту на львов на ларце в могиле Тутанхамона.

"Умирающая львица" из дворца Ашшурбанипала ( VII век до нашей эры,

Лондон, Британский музей) - шедевр мирового значения. Эта львица,

пронзенная стрелами, пытающаяся подняться в последнем отчаянном уси-

лии, исполнена трагического величия. Пасть ее, раскрывшаяся в предс-

мертном рыке, расставленные треугольником передние лапы и резкая диа-

гональ поверженного тела - создание великого ваятеля. И сохранись от

всей Ассирии с ее кровавыми победами, жаждой мирового владычества,

культом грубой силы, неслыханными жестокостями и умопомрачительной

роскошью только этот рельеф, мы бы знали, что у ассирийского народа

было великое искусство и, значит, великая душа.

Ибо величие народной души пробивается наружу сквозь гнет самой

безжалостной, самой бесчеловечной тирании.

Ассирийское владычество в Передней Азии не было долговечным. В

612 году до нашей эры гордая Ниневия была взята приступом войсками ва-

вилонского царя и мидянами, которые в свою очередь превратили побеж-

денную ими твердыню в груду развалин и подвергли всю страну полному

разорению.

Вернемся к бронзовому веку, к тем временам, когда за пределами

долин Нила и Тигра с Евфратом еще существовало первобытное общество.

На Северном Кавказе, главным образом на Кубани, раскопано много

курганов, и среди них громадный (высотой более десяти метров) Майкопс-

кий курган, в котором обнаружено богатейшее погребение конца 3 начала

2 тысячелетия до нашей эры. Это погребение содержит множество худо-

жественных произведений, в том числе бусы из сердолика и бирюзы, про-

исходящие из Передней Азии. Над прахом покойника был водружен балдахин

(ныне хранящийся в Эрмитаже), украшенный нашивными бляшками в виде

львов и бычков, полотнище которого держалось на серебряных столбиках с

литыми из золота фигурками бычков. Эти удивительные реалистические фи-

гурки, вероятно, работа талантливого местного мастера, свидетельствую-

щая о высоком художественном уровне Северо-Кавказской культуры, между

тем как бляшки явно исполнены либо в самой Месопотамии, либо под влия-

нием месопотамского искусства.

Добавим, что в разных районах Грузии найдено при раскопках боль-

шое количество медных топоров второй половины 3 тысячелетия до нашей

эры, родственных по форме ранним шумерским топорам.

Так уже в эти далекие времена культура Двуречья переплеталась с

культурой народов и племен, порой географически отдаленных, но через

соседей входивших в какое-то соприкосновение с Вавилонией, искусство

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Андреа Паллааио
Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архи­тектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гумани­сты. Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учител ...

Основные этапы развития моделирования 1930-1990 годов
Народный костюм, его конструкция, декор, цветовые сочетания использовались в моделировании ХХ века. Как же осуществлялась связь народного костюма с моделированием одежды, в каких формах она проявлялась, как работали художники? Образцы со ...

Роль Троицкого собора в архитектурном ансамбле лавры
Белокаменный Троицкий собор (1422- 1423) стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей - 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастыр ...