высоким рельефом. В отличие от стелы Нарам-Сина, напоминающей живопис-
ную композицию, фигуры рельефа выделяются монументально, словно круг-
лые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый
бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти - жезл
и магическое кольцо - стоящему перед ним в исполненной покорности и
благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в
глаза, и это усиливает единство композиции.
При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прос-
лавленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вави-
лонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствует-
ся внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.
Мощь и политическое значение Вавилона ослабли в последующие века.
Между тем новая держава рвалась к власти в Двуречье: в буре сражений
Ассирии суждено было утвердить свое главенство в краях, где расцвела
одна из самых древних и великих культур человечества.
Не раз отмечалось, что ассирийцы отнеслись к своим южным сосе-
дям,вавилонянам, примерно так, как впоследствии римляне к грекам, и
что Ниневия, столица Ассирии, была для Вавилона тем, чем Риму суждено
было стать для Афин. В самом деле, ассирийцы заимствовали религию,
культуру и искусство Вавилонии, значительно огрубив их, но и наделив
новым пафосом могущества. Они установили в беспокойном Двуречье свой
державный порядок, создали единое мощное государство и, использовав
Двуречье как плацдарм, распространили огнем и мечом свое господство на
огромные территории от Синайского полуострова до Армении, от Малой
Азии до Египта, и даже сам Египет был на короткое время завоеван ими.
В развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала была обнару-
жена библиотека, вероятно самая значительная во всем тогдашнем мире,
насчитывавшая несколько десятков тысяч клинописных текстов, в том чис-
ле и все важнейшие произведения вавилонской литературы. Эта царская
библиотека дала востоковедам ценнейший ключ к познанию культуры Дву-
речья. Действительно, огромна заслуга ассирийского владыки, собиравше-
го древние таблички и составившего из них библиотеку, предназначенную
"для его личного пользования".
Этот царь сообщал о себе такие сведения:
Я, Ашшурбанипал постиг . все искусство писцов, усвоил
знание всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из
лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи . Я
постиг скрытые тайны искусства письма, я читал в небесных
и земных постройках и размышлял (над ними).
Я присутствовал на собраниях царских переписчиков.
Я наблюдал за предзнаменованиями, я толковал явления небес
с учеными жрецами, я решал сложные задачи с умножением и
делением, которые не сразу понятны .
В то же время я изучал и то, что полагается господину;
и пошел по своему царскому пути.
И, однако, живая нить между древней шумеро-аккадской культурой и
ее наследницей - ассирийской культурой была все же надорвана.
Ибо тот же царь Ашшурбанипал, усердный собиратель и, очевидно,
просвещенный библиофил, оставил такую запись:" Для меня было большой
радостью повторять красивые, но непонятные надписи шумеров и неразбор-
чивые аккадские тексты". Этому не следует удивляться. Ведь многим
письменным памятникам, о которых идет речь, было тогда уже две тысячи
лет!
Ассирийское искусство от начала I тысячелетия до н.э. и до
крушения ассирийской державы в конце VII века до н.э. было целиком
исполнено пафосом силы, прославляло мощь, победы и завоевания асси-
рийских властителей.
Жестокое, но могучее по своему пафосу искусство; горячее дыхание
его и впрямь как будто исполнено львиной ярости и бешеной силы дикого
быка .
Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в зна-
менитый Хорсабадский дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные
крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими ликами, сверкаю-
щими глазами, с огромными, прямоугольными, сплошь закрученными мелким
завитком бородами; каждый бык - с пятью тяжелыми, все под собой попи-
рающими копытами. Это добрые гении, стражи царских чертогов, охраняв-
Похожие статьи:
Культурная жизнь Перми 1990-х
Пермские 90-е по интенсивности культурной жизни можно сравнить разве что с культурным подъемом начала века: проходят первые свободные художественные выставки, появляются независимые галереи современного искусства, создаются новые эксперим ...
Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов
Изобразительное искусство Перми последнего десятилетия ХХ века на сегодняшний день исследовано недостаточно для того, чтобы мы могли классифицировать его основные направления. Мы постараемся избегать категоричных суждений относительно при ...
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Египта было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии. Это искусств ...

Разделы