Переплетение культур в Передней Азии

Другая культура » Переплетение культур в Передней Азии

Страница 6

высоким рельефом. В отличие от стелы Нарам-Сина, напоминающей живопис-

ную композицию, фигуры рельефа выделяются монументально, словно круг-

лые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый

бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти - жезл

и магическое кольцо - стоящему перед ним в исполненной покорности и

благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в

глаза, и это усиливает единство композиции.

При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прос-

лавленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вави-

лонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствует-

ся внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.

Мощь и политическое значение Вавилона ослабли в последующие века.

Между тем новая держава рвалась к власти в Двуречье: в буре сражений

Ассирии суждено было утвердить свое главенство в краях, где расцвела

одна из самых древних и великих культур человечества.

Не раз отмечалось, что ассирийцы отнеслись к своим южным сосе-

дям,вавилонянам, примерно так, как впоследствии римляне к грекам, и

что Ниневия, столица Ассирии, была для Вавилона тем, чем Риму суждено

было стать для Афин. В самом деле, ассирийцы заимствовали религию,

культуру и искусство Вавилонии, значительно огрубив их, но и наделив

новым пафосом могущества. Они установили в беспокойном Двуречье свой

державный порядок, создали единое мощное государство и, использовав

Двуречье как плацдарм, распространили огнем и мечом свое господство на

огромные территории от Синайского полуострова до Армении, от Малой

Азии до Египта, и даже сам Египет был на короткое время завоеван ими.

В развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала была обнару-

жена библиотека, вероятно самая значительная во всем тогдашнем мире,

насчитывавшая несколько десятков тысяч клинописных текстов, в том чис-

ле и все важнейшие произведения вавилонской литературы. Эта царская

библиотека дала востоковедам ценнейший ключ к познанию культуры Дву-

речья. Действительно, огромна заслуга ассирийского владыки, собиравше-

го древние таблички и составившего из них библиотеку, предназначенную

"для его личного пользования".

Этот царь сообщал о себе такие сведения:

Я, Ашшурбанипал постиг . все искусство писцов, усвоил

знание всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из

лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи . Я

постиг скрытые тайны искусства письма, я читал в небесных

и земных постройках и размышлял (над ними).

Я присутствовал на собраниях царских переписчиков.

Я наблюдал за предзнаменованиями, я толковал явления небес

с учеными жрецами, я решал сложные задачи с умножением и

делением, которые не сразу понятны .

В то же время я изучал и то, что полагается господину;

и пошел по своему царскому пути.

И, однако, живая нить между древней шумеро-аккадской культурой и

ее наследницей - ассирийской культурой была все же надорвана.

Ибо тот же царь Ашшурбанипал, усердный собиратель и, очевидно,

просвещенный библиофил, оставил такую запись:" Для меня было большой

радостью повторять красивые, но непонятные надписи шумеров и неразбор-

чивые аккадские тексты". Этому не следует удивляться. Ведь многим

письменным памятникам, о которых идет речь, было тогда уже две тысячи

лет!

Ассирийское искусство от начала I тысячелетия до н.э. и до

крушения ассирийской державы в конце VII века до н.э. было целиком

исполнено пафосом силы, прославляло мощь, победы и завоевания асси-

рийских властителей.

Жестокое, но могучее по своему пафосу искусство; горячее дыхание

его и впрямь как будто исполнено львиной ярости и бешеной силы дикого

быка .

Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в зна-

менитый Хорсабадский дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные

крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими ликами, сверкаю-

щими глазами, с огромными, прямоугольными, сплошь закрученными мелким

завитком бородами; каждый бык - с пятью тяжелыми, все под собой попи-

рающими копытами. Это добрые гении, стражи царских чертогов, охраняв-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Сквозь "Дым". Русский взгляд на Баден-Баден
Немецкий Баден-Баден происхождением и именем чрезвычайно напоминает английский Бат. Это и неудивительно: оба города возникли как результат взаимодействия римлян и германцев - народов, которым Западная Европа в большей степени обязана свои ...

Борьба за «Тартюфа»
Ни за одну свою пьесу Мольер не боролся так, как за «Тартюфа». Замысел ее начал складываться у Мольера в 1663 году, «когда писатель имел немало случаев испытать на себе разнообразные проявления самого дикого ханжества». 12 мая 1664 года ...

Где хронологически завершается период классики
С одной стороны, классика не отошла в прошлое и поныне, по крайней мере, пока жива пушкинская традиция, пока живы и русские классики 20-го века… Но историческая фаза уже иная… И золотой век классики имеет границу – рубеж 19 и 20 столетий ...