Переплетение культур в Передней Азии

Другая культура » Переплетение культур в Передней Азии

Страница 11

туры ( I тысячелетие до н.э. ) на Северном Кавказе, в Осетии, родс-

твенны искусству звериного стиля первобытного общества кочевников на-

ших южных степей и Алтая и как бы предвещают его.

Золотые чеканные украшения меча из Келермесского кургана являют

знаменательное сочетание типично скифского звериного стиля и вавило-

но-ассирийских, равно как и урартских, мотивов: крылатые человеческие

фигуры, напоминающие ассирийские божества, переднеазиатские геральди-

ческие львы, и фигура оленя, очень схожая с той, что украшала щит, то-

же найденный в Прикубанье, и которая по праву считается едва ли не ве-

личайшим шедевром скифского искусства.

В курганах нашего юга памятники скифского звериного стиля покои-

лись рядом с изделиями греческих мастеров, либо вывезенными из Эллады,

либо изготовленными в греческих колониях Причерноморья для скифской

знати. А в Пазырыкских курганах найдены самый древний ворсовой ковер

(V - III вв. до н.э. - до этого известны были ковры не старше XIII

в.н.э.), по-видимому привезенный на Алтай из Средней Азии или Ирана, и

самая древняя китайская ткань.

Итак, от Эллады, колыбели европейской цивилизации, до стен "нед-

вижного Китая". Но и эти границы должны быть расширены. Ибо звериная

мощь дышит в древнейших памятниках китайского искусства, а в Европе

позднего железного века динамично-декоративное искусство кельтских

племен во многом родственно скифскому.

Переплетение географическое и переплетение в веках порой расп-

ространяется на несколько тысячелетий, вплоть до совсем близких нам

времен.

В Пермском краеведческом музее имеется крупнейшее собрание пред-

метов пермского звериного стиля (хорошо представленного и в Эрмитаже).

Их изготовляли, по-видимому, в великом множестве с очень древних вре-

мен до начала II тысячелетия нашей эры, а некоторые их мотивы сохрани-

лись до сих пор в деревянной резьбе Приуралья. Это, например, бляхи с

монументальной, широко выпяченной головой медведя, грозного хозяина

тайги (отсюда и герб Перми), или чудесные "гремящие подвески", порой

очень сложной формы, с болтающимися в ряд стилизованными гусиными лап-

ками. В них много изящества и декоративности.

Великое искусство скифского звериного стиля не исчезло полностью

вместе со скифами, хотя сарматы, пришедшие в степные просторы на смену

скифам, казалось бы, подорвали вконец его изобразительную мощь под-

черкнуто беспредметной геометричностью, буйным динамизмом постоянно

обновляющегося узора.

Пафос, созвучный скифскому искусству, неожиданно воодушевляет ху-

дожественное творчество, возникшее гораздо позднее, в лоне совсем иной

культуры.

Осло, столица Норвегии, "Музей кораблей викингов". На этих кораб-

лях, которые служили им также местом погребения, викинги - предводите-

ли норманнских пиратских дружин совершали набеги, наводившие трепет на

средневековую Европу.

Большие, стройные корабли в горделивом изгибе воплощают неудержи-

мый порыв раскрепощенной энергии. Один из них, построенный в XI веке,

был откопан в большом кургане, в местности Осеберг, и потому вошел в

историю мирового искусства под названием "Осебергского корабля". Такой

славой он обязан своей деревянной резьбе со звериным орнаментом. Дос-

таточно взглянуть на резную морду дракона, чтобы, несмотря на различие

в стиле, почувствовать духовное родство этого северного средневекового

искусства с древним искусством наших южных степей. Грозно раскрытая

пасть фантастического зверя пышет яростью. А между тем, как и скифская

бляха, это по замыслу всего лишь украшение, пусть и наделенное маги-

ческой силой.

Везде - выявление грозной, звериной мощи, как бы перекличка в ве-

ках, рожденная вечной тревогой, борьбой за существование, за добычу,

за самоутверждение и власть. Для пещерного человека, для ассирийца или

вавилонянина, для первобытного кочевника наших степей, для воина сред-

невековой пиратской армады и для почти современного нам бушмена эта

мощь одинаково олицетворяла неразгаданные силы природы, которые чело-

веку надлежит подчинить своей воле.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 

Похожие статьи:

Монастыри
Наиболее распространенный вид паломничества — посещение монашеских обителей. Это не удивительно. Подлинная сила Православия всегда была представлена монашескими общинами, монастырями, монахами-подвижниками. Роль монастырей в истории Росс ...

Крест
Ппочитание креста в православной традиции начинается только с IV в. н. э. В христианском искусстве первых веков изображение креста отсутствует — это связано с тем, что в античности крест воспринимался как орудие пытки и воспроизводить его ...

Образ политического лидера в русском фольклоре
Комплекс русских народных сказок, пословиц и поговорок представляет бесценный материал для изучения отечественной политической культуры.В нем отражены архаические представления русского народа об идеальном политическом лидере, его чертах, ...