туры ( I тысячелетие до н.э. ) на Северном Кавказе, в Осетии, родс-
твенны искусству звериного стиля первобытного общества кочевников на-
ших южных степей и Алтая и как бы предвещают его.
Золотые чеканные украшения меча из Келермесского кургана являют
знаменательное сочетание типично скифского звериного стиля и вавило-
но-ассирийских, равно как и урартских, мотивов: крылатые человеческие
фигуры, напоминающие ассирийские божества, переднеазиатские геральди-
ческие львы, и фигура оленя, очень схожая с той, что украшала щит, то-
же найденный в Прикубанье, и которая по праву считается едва ли не ве-
личайшим шедевром скифского искусства.
В курганах нашего юга памятники скифского звериного стиля покои-
лись рядом с изделиями греческих мастеров, либо вывезенными из Эллады,
либо изготовленными в греческих колониях Причерноморья для скифской
знати. А в Пазырыкских курганах найдены самый древний ворсовой ковер
(V - III вв. до н.э. - до этого известны были ковры не старше XIII
в.н.э.), по-видимому привезенный на Алтай из Средней Азии или Ирана, и
самая древняя китайская ткань.
Итак, от Эллады, колыбели европейской цивилизации, до стен "нед-
вижного Китая". Но и эти границы должны быть расширены. Ибо звериная
мощь дышит в древнейших памятниках китайского искусства, а в Европе
позднего железного века динамично-декоративное искусство кельтских
племен во многом родственно скифскому.
Переплетение географическое и переплетение в веках порой расп-
ространяется на несколько тысячелетий, вплоть до совсем близких нам
времен.
В Пермском краеведческом музее имеется крупнейшее собрание пред-
метов пермского звериного стиля (хорошо представленного и в Эрмитаже).
Их изготовляли, по-видимому, в великом множестве с очень древних вре-
мен до начала II тысячелетия нашей эры, а некоторые их мотивы сохрани-
лись до сих пор в деревянной резьбе Приуралья. Это, например, бляхи с
монументальной, широко выпяченной головой медведя, грозного хозяина
тайги (отсюда и герб Перми), или чудесные "гремящие подвески", порой
очень сложной формы, с болтающимися в ряд стилизованными гусиными лап-
ками. В них много изящества и декоративности.
Великое искусство скифского звериного стиля не исчезло полностью
вместе со скифами, хотя сарматы, пришедшие в степные просторы на смену
скифам, казалось бы, подорвали вконец его изобразительную мощь под-
черкнуто беспредметной геометричностью, буйным динамизмом постоянно
обновляющегося узора.
Пафос, созвучный скифскому искусству, неожиданно воодушевляет ху-
дожественное творчество, возникшее гораздо позднее, в лоне совсем иной
культуры.
Осло, столица Норвегии, "Музей кораблей викингов". На этих кораб-
лях, которые служили им также местом погребения, викинги - предводите-
ли норманнских пиратских дружин совершали набеги, наводившие трепет на
средневековую Европу.
Большие, стройные корабли в горделивом изгибе воплощают неудержи-
мый порыв раскрепощенной энергии. Один из них, построенный в XI веке,
был откопан в большом кургане, в местности Осеберг, и потому вошел в
историю мирового искусства под названием "Осебергского корабля". Такой
славой он обязан своей деревянной резьбе со звериным орнаментом. Дос-
таточно взглянуть на резную морду дракона, чтобы, несмотря на различие
в стиле, почувствовать духовное родство этого северного средневекового
искусства с древним искусством наших южных степей. Грозно раскрытая
пасть фантастического зверя пышет яростью. А между тем, как и скифская
бляха, это по замыслу всего лишь украшение, пусть и наделенное маги-
ческой силой.
Везде - выявление грозной, звериной мощи, как бы перекличка в ве-
ках, рожденная вечной тревогой, борьбой за существование, за добычу,
за самоутверждение и власть. Для пещерного человека, для ассирийца или
вавилонянина, для первобытного кочевника наших степей, для воина сред-
невековой пиратской армады и для почти современного нам бушмена эта
мощь одинаково олицетворяла неразгаданные силы природы, которые чело-
веку надлежит подчинить своей воле.
Похожие статьи:
Летний сад в Санкт-Петербурге
Известно, что территория, где ныне расположен Санкт-Петербург, много веков назад принадлежала Великому Новгороду. Земли здесь не радовали плодородием или пышной растительностью: преобладали чахлые почвы, болота, низкорослый кустарник, нег ...
Типы японских садов
Все сады в Японии призваны вызывать у человека иллюзию пространства и погружать его в идеальный мир, далёкий от нашего бренного и несовершенного мира, но в этой совокупности выделяли несколько типов, каждый из которых имел свой способ дос ...
Леонардо да Винчи
Звучные имена гениев, которых подарило человечеству мироздание, продолжают дарить нам свой яркий свет, чистый лучом разрывающий тусклую пелену долгих лет, веков. Об одном из таких имён мне хотелось бы рассказать в своём реферате. Свой ра ...
Разделы