Религия в Двуречье была опорой рабовладельческой верхушки. Однако
сама эта верхушка не была устойчивой, ибо главенство постоянно перехо-
дило от одного города-государства к другому. Не заупокойный культ, не
мечта продлить и в загробном мире все блага жизни вместе с властью,
вдохновляли учение шумеро-аккадских жрецов. Жестокая борьба без пощады
для побежденных определяла мировоззрение тамошних земных владык, внед-
ривших его в сознание своих подданных.
Смерть неизбежна, и смерть ужасна. Герой древнего вавилонского
эпоса отважный и непобедимый Гильгамеш, "на две трети бог, на одну -
человек", обретает бессмертие, но не может им воспользоваться, ибо в
царстве мертвых "траву молодости" съедает змея.
В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных
сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действитель-
ности, которую ему открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не цвету-
щая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зави-
сящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих
между собой беспощадную борьбу.
Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли
культ воды и культ небесных светил.
Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодоро-
дия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опусто-
шавшей эти края ( как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда
о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в ска-
заниях Шумеры).
Культ небесных светил - как проявление божественной воли.
Ответить на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духа-
ми,огласить божественную волю - все это мог сделать только жрец. И
действительно, жрецы знали очень много - тому свидетельство вавилонс-
кая наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для
оживления торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела
полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесяте-
ричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах.
Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблю-
дении небесных светил: "козлов", т.е. планет, и "спокойно пасущихся
овец", т.е. неподвижных звезд; они вычислили законы обращения Солнца,
Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были
связаны с магией и гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутрен-
ности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будуще-
го. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жре-
цам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы
сверхъестественной.
Таинственные знаки на обожженных глиняных плитках были расшифрова-
ны в прошлом веке. Это знаменитая шумерская клинопись, положившая на-
чало всей письменности, очень декоративная и ведущая свое происхожде-
ние от рисунков.
В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире пись-
менный памятник ( около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание
таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских го-
родов и самого Вавилона. Среди них - документы знаменитого храмового
архива города Лагаша, показывающие, что шумерские храмы владели боль-
шими угодьями и служили средоточием всей политической, экономической и
культурной жизни городов-государств. А всей внутренней и внешней поли-
тикой городов Двуречья руководили жрецы-правители, опиравшиеся в своих
решениях на волю богов, только им известную, коих они почитались на-
местниками, равно как и цари, объединившие под своей властью несколько
городов и являвшиеся верховными жрецами.
Текст одной из таблиц более позднего периода ( II тысячелетие до
н.э.) показывает, в каком духе были составлены вавилонские законы и к
чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком прес-
туплении - краже раба, зная,что за это ему полагается смертная казнь,
между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить
бесправную жертву своей корысти.
Страшные дела творились на этой земле. В древнейшие времена, как
подтвердили раскопки, там совершались человеческие жертвоприношения,
Похожие статьи:
Религиозный культ в славянском городе
Религиозные празднества жителей развивавшихся городов Древней Руси, купечества, воинских дружин, рыбаков, охотников имели некоторые особенности. Эти особенности определялись прежде всего характером экономической жизни этих слоев населения ...
Категории новизны
Результат деятельности может характеризоваться с различных
точек зрения. Различают:
- принципиально новое (качественно);
- новое во времени.
Принципиально новое - это результат творческой деятельности, который создается или возника ...
Книга Стендаля «О любви» в свете психологических традиций французской культуры XVII века
Книга «О любви» в известной мере завершает определенный этап интеллектуальной жизни Стендаля, отмеченный решающим влиянием философской рационалистической традиции XVII-XVIII веков. В то же время ее можно рассматривать как своеобразный про ...
Разделы