Переплетение культур в Передней Азии

Другая культура » Переплетение культур в Передней Азии

Страница 2

Религия в Двуречье была опорой рабовладельческой верхушки. Однако

сама эта верхушка не была устойчивой, ибо главенство постоянно перехо-

дило от одного города-государства к другому. Не заупокойный культ, не

мечта продлить и в загробном мире все блага жизни вместе с властью,

вдохновляли учение шумеро-аккадских жрецов. Жестокая борьба без пощады

для побежденных определяла мировоззрение тамошних земных владык, внед-

ривших его в сознание своих подданных.

Смерть неизбежна, и смерть ужасна. Герой древнего вавилонского

эпоса отважный и непобедимый Гильгамеш, "на две трети бог, на одну -

человек", обретает бессмертие, но не может им воспользоваться, ибо в

царстве мертвых "траву молодости" съедает змея.

В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных

сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действитель-

ности, которую ему открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не цвету-

щая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зави-

сящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих

между собой беспощадную борьбу.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли

культ воды и культ небесных светил.

Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодоро-

дия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опусто-

шавшей эти края ( как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда

о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в ска-

заниях Шумеры).

Культ небесных светил - как проявление божественной воли.

Ответить на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духа-

ми,огласить божественную волю - все это мог сделать только жрец. И

действительно, жрецы знали очень много - тому свидетельство вавилонс-

кая наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для

оживления торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела

полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесяте-

ричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах.

Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблю-

дении небесных светил: "козлов", т.е. планет, и "спокойно пасущихся

овец", т.е. неподвижных звезд; они вычислили законы обращения Солнца,

Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были

связаны с магией и гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутрен-

ности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будуще-

го. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жре-

цам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы

сверхъестественной.

Таинственные знаки на обожженных глиняных плитках были расшифрова-

ны в прошлом веке. Это знаменитая шумерская клинопись, положившая на-

чало всей письменности, очень декоративная и ведущая свое происхожде-

ние от рисунков.

В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире пись-

менный памятник ( около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание

таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских го-

родов и самого Вавилона. Среди них - документы знаменитого храмового

архива города Лагаша, показывающие, что шумерские храмы владели боль-

шими угодьями и служили средоточием всей политической, экономической и

культурной жизни городов-государств. А всей внутренней и внешней поли-

тикой городов Двуречья руководили жрецы-правители, опиравшиеся в своих

решениях на волю богов, только им известную, коих они почитались на-

местниками, равно как и цари, объединившие под своей властью несколько

городов и являвшиеся верховными жрецами.

Текст одной из таблиц более позднего периода ( II тысячелетие до

н.э.) показывает, в каком духе были составлены вавилонские законы и к

чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком прес-

туплении - краже раба, зная,что за это ему полагается смертная казнь,

между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить

бесправную жертву своей корысти.

Страшные дела творились на этой земле. В древнейшие времена, как

подтвердили раскопки, там совершались человеческие жертвоприношения,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Образование между культурой и цивилизацией
Пренебрежительное отношение к почвенникам и почвенничеству стало едва ли не показателем элитарности в культуре, ибо последнее из памятных проявлений почвенности именовалось "деревенской" литературой, прогрессистам-западникам не ...

Михаил Юрьевич Лермонтов
С удивительной поэтической мощью начал свое творчество Лермонтов - первые стихи его мы знаем относящиеся к 1828 году: это не робкое, маловыразительное ученичество, а энергическое, уверенное самоутверждение. "Нет, я не Байрон, я друго ...

Где хронологически завершается период классики
С одной стороны, классика не отошла в прошлое и поныне, по крайней мере, пока жива пушкинская традиция, пока живы и русские классики 20-го века… Но историческая фаза уже иная… И золотой век классики имеет границу – рубеж 19 и 20 столетий ...