ванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Лучше других сох-
ранился зиккурат (высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII -
XXI вв. до н.э
Как "небожителю" по самой своей природе, божеству полагалось про-
живать на большей высоте, чем смертному.
В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрыва-
лись голубым глазурованным кирпичем, находилось святилище. Туда не до-
пускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого
стола. Святилище и было "жилищем" бога, который почивал в нем по но-
чам, обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище исполь-
зовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каж-
дую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с календарны-
ми сроками сельскохозяйственных работ.
Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но
в случае послушания обещал их при жизни . Принцип незыблемости не оп-
ределял верований жителей Двуречья, где главенство переходило то к од-
ному городу, то к другому.
Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история
Египта. Более динамично и вавилонское искусство.
Арка . Свод . Некоторые исследователи приписывают вавилонским
зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего
строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом
деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по
кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко приме-
нялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов,
обнаруженных в Месопотамии. Сооружение сводчатого стока воды в Ниппу-
ре, центре древнейшего шумерского племенного союза, следует отнести к
III тысячелетию до н.э А сводчатые потолки в царских гробницах Ура,
древнейшем месте культа шумерского бога Луны, еще на четыре-пять веков
старше.
По-видимому, не в долине Нила, а в долине Тигра и Евфрата следует
искать прообразы европейской архитектуры нашей эры. Ибо не упрямая го-
ризонталь, а ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в
Вавилонии архитектурную композицию храма.
Ко второй половине IV тысячелетия относится найденная в Уруке,
одном из древнейших центров шумерской культуры, мраморная женская го-
лова, вероятно голова богини. Благородство, ясность и внутренняя гар-
моничность образа предвосхищают на несколько тысячелетий великое ис-
кусство Эллады. А огромные, ныне пустые глазницы (некогда инкрустиро-
ванные цветными камнями) придают всему лику подлинно незабываемую вы-
разительность.
Вероятно, в эти же далекие времена шумеры ввели в обращение ка-
менные цилиндрические печати - амулеты с вырезанными человеческими и
звериными фигурами. Среди них - самые ранние образцы так называемой
геральдической композиции с точно выделанной средней осью и симметрич-
но расположенными по бокам фигурами: эта стройная и внутренне уравно-
вешенная композиция станет впоследствии типичной для всего искусства
Передней Азии.
Наследие доисторических времен, магический образ Зверя, главенс-
твует во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства.
Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнах Двуречья
ярость богов сравнивали со львиной, а мощь их - с бешеной силой дикого
быка. В поисках сверкающего, красочного эффекта вавилонский ваятель
любил изображать могучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких
цветных камней.
.Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерского храма
в аль-Обейде (2600 лет до н.э.). Орел с львиной головой, сумрачный и
непоколебимый, как сама судьба, с широко распластанными крыльями, ког-
тями удерживает двух симметрично стоящих оленей с декоративно-затейли-
во разветвленными рогами. Покоен орел, победно восседающий над оленя-
ми, покойны и схваченные им олени. Предельно ясная и предельно внуши-
тельная своей стройностью и внутренней силой, типично геральдическая
композиция.
Исключительный интерес по мастерству исполнения и по замечатель-
ной декоративности, в сочетании с самой причудливой фантазией, предс-
тавляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, укра-
Похожие статьи:
Алексей Кондратьевич Саврасов
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии.
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспосо ...
Жемчуг
Шаровидные перламутровые образования в теле некоторых водных моллюсков или жемчуг всегда привлекал внимание людей. Много веков он служил украшением, подарком и разменной монетой. Ловцы жемчуга порой жертвовали своим здоровьем и даже жизнь ...
Ажоражоне
В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI в. Особое великолепие город приобрёл после перестройки его центра учеником Браманте Якопо Сансовино (I486— 1570). Напр ...
Разделы