Переплетение культур в Передней Азии

Другая культура » Переплетение культур в Передней Азии

Страница 4

ванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Лучше других сох-

ранился зиккурат (высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII -

XXI вв. до н.э

Как "небожителю" по самой своей природе, божеству полагалось про-

живать на большей высоте, чем смертному.

В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрыва-

лись голубым глазурованным кирпичем, находилось святилище. Туда не до-

пускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого

стола. Святилище и было "жилищем" бога, который почивал в нем по но-

чам, обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище исполь-

зовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каж-

дую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с календарны-

ми сроками сельскохозяйственных работ.

Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но

в случае послушания обещал их при жизни . Принцип незыблемости не оп-

ределял верований жителей Двуречья, где главенство переходило то к од-

ному городу, то к другому.

Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история

Египта. Более динамично и вавилонское искусство.

Арка . Свод . Некоторые исследователи приписывают вавилонским

зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего

строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом

деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по

кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко приме-

нялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов,

обнаруженных в Месопотамии. Сооружение сводчатого стока воды в Ниппу-

ре, центре древнейшего шумерского племенного союза, следует отнести к

III тысячелетию до н.э А сводчатые потолки в царских гробницах Ура,

древнейшем месте культа шумерского бога Луны, еще на четыре-пять веков

старше.

По-видимому, не в долине Нила, а в долине Тигра и Евфрата следует

искать прообразы европейской архитектуры нашей эры. Ибо не упрямая го-

ризонталь, а ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в

Вавилонии архитектурную композицию храма.

Ко второй половине IV тысячелетия относится найденная в Уруке,

одном из древнейших центров шумерской культуры, мраморная женская го-

лова, вероятно голова богини. Благородство, ясность и внутренняя гар-

моничность образа предвосхищают на несколько тысячелетий великое ис-

кусство Эллады. А огромные, ныне пустые глазницы (некогда инкрустиро-

ванные цветными камнями) придают всему лику подлинно незабываемую вы-

разительность.

Вероятно, в эти же далекие времена шумеры ввели в обращение ка-

менные цилиндрические печати - амулеты с вырезанными человеческими и

звериными фигурами. Среди них - самые ранние образцы так называемой

геральдической композиции с точно выделанной средней осью и симметрич-

но расположенными по бокам фигурами: эта стройная и внутренне уравно-

вешенная композиция станет впоследствии типичной для всего искусства

Передней Азии.

Наследие доисторических времен, магический образ Зверя, главенс-

твует во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства.

Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнах Двуречья

ярость богов сравнивали со львиной, а мощь их - с бешеной силой дикого

быка. В поисках сверкающего, красочного эффекта вавилонский ваятель

любил изображать могучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких

цветных камней.

.Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерского храма

в аль-Обейде (2600 лет до н.э.). Орел с львиной головой, сумрачный и

непоколебимый, как сама судьба, с широко распластанными крыльями, ког-

тями удерживает двух симметрично стоящих оленей с декоративно-затейли-

во разветвленными рогами. Покоен орел, победно восседающий над оленя-

ми, покойны и схваченные им олени. Предельно ясная и предельно внуши-

тельная своей стройностью и внутренней силой, типично геральдическая

композиция.

Исключительный интерес по мастерству исполнения и по замечатель-

ной декоративности, в сочетании с самой причудливой фантазией, предс-

тавляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, укра-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие статьи:

Судьба субъективного жанра в контексте европейской культуры XVII - XX веков
Современная европейская культура обязана XVII веку, помимо всех прочих культурных начинаний, составляющих ныне ее сущность, еще и утверждением, если не открытием, тех бесчисленных форм и видов выражений духовной жизни человека, которые мы ...

«Русская женщина» в городском шансоне
Что такое блатная песня, блатной фольклор, городской фольклор – не определили до сих пор, хотя над этим бьются лучшие головы и целый сайт «Постфольклор, семиотика», возглавляемый С.Ю.Неклюдовым и его коллегами. Большой собственный возраст ...

Одежда для спорта и отдыха
Требования применяемые к решению спортивного костюма, можно свести к двум основным: красочность и удобство. Эти же качества характерны для народного искусства. Не случайно черты традиционного костюма используются в современном моделирован ...