Переплетение культур в Передней Азии

Другая культура » Переплетение культур в Передней Азии

Страница 5

шавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э.).

предвещающее (опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и на-

шего Крылова преображение животного царства: человеческими чертами на-

деляются звери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди:

осел, играющий на арфе, танцующий медведь, лев на задних лапах, вели-

чаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом, загадочный, чем-то напо-

минающий жреца чернобородый "человек-скорпион", за которым шествует

проказливый козлик .

Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами и

белой раковины, тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном ви-

де являет собой подлинное чудо прикладного искусства.

По причинам, указанным выше, памятников вавилонского искусства

дошло до нас значительно меньше, чем египетского. Тем большую ценность

представляют уцелевшие образцы художественного творчества Шумера, Ак-

када и Вавилона.

"Стела коршунов", прославляющая победу правителя города Лагаша над

соседями и так названная потому, что ваятель изобразил коршунов, раз-

дирающих трупы разбитых врагов,- считается самым значительным из до-

шедших до нас произведений шумерского искусства этого периода.

"Построчное" раскрытие сюжета, как в египетском искусстве, и вну-

шительная монументальность всей композиции характеризуют этот рельеф

( XXV в. до н.э.)

Группа мраморных статуэток из Тель-Асмара ( первая половина III

тысячелетия до н.э.). Высота самой большой - тридцать сантиметров. Это

изображения богов, жрецов и молящихся. Все они стоят выпрямившись во

весь рост, со сложенными на груди руками. Тела их и длинные облачения

поданы схематично, как бы лишь намечены, но на них и не обращаешь вни-

мания, которое целиком сосредоточивается на лицах, точнее на ликах или

даже на масках,- так нереальны , фантастичны и островыразительны эти

образы. Вот наголо выбритая голова, а вот причудливые, как бы в нес-

колько этажей завитками расчесанные бороды. Но главное - глаза: огром-

ные, словно застывшие в изумлении, либо в невозмутимо-лукавом созерца-

нии чего-то, что видят они, но не видим мы, быть может . в созерцании

нас с вами, глядящих на них, но не понимающих их до конца. Каждая фи-

гурка геометрично построена так, чтобы зрителя разил сразу же взгляд

ее огромных глаз из цветных камней, столь крепко всаженных, что их не

расшатало время.

В XXIV в. до н.э. семитический город Аккад, которым правил прос-

лавленный своими победами царь Саргон Древний, подчинил себе значи-

тельную часть Двуречья.

В зодчестве влияние Аккада сказалось в окончательном утверждении

арки и свода, в ваянии - в тонкой проработке деталей, в меньшей услов-

ности изображения, в подлинной и часто весьма выразительной портрет-

ности. Замечательна в этом отношении голова из меди, быть может порт-

рет самого Саргона.

Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона, продолжившего его

дело) - совершеннейшее произведение аккадского искусства. Эпическая

поэма запечатанная в камне.

Между тем в Шумере жрец Гудеа, полновластный правитель города Ла-

гаша, развивает в XXII в. до н.э. бурную строительную деятельность.

Почти ничего не сохранилось от воздвигнутых при нем архитектурных па-

мятников. Но нам хорошо известны и лицо самого Гудеа, и скульптура его

времени: около двадцати его статуй было обнаружено при раскопках. Не-

которые исполнены с большим мастерством и тщательной обработкой дета-

лей, явно портретные черты правителя в жреческом облачении сочетаются

в них со все той же, столь типичной для шумерских скульптурных изобра-

жений загадочной пристальностью взгляда, внутренней сосредоточенностью

всего образа, будь то в созерцании или в молитве. Как и в современных

им статуях фараонов, камень подлинно оживает в статуях Гудеа.

При царе Хаммурапи ( 1792-1750 гг. до н.э.) город Вавилон объеди-

няет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона

и его царя гремит во всем окружающем мире.

Хаммурапи издает знаменитый свод законов, известный нам по клино-

писному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни
Предлагаемые заметки посвящены советскому кичу 50-70-х годов как источнику художественной рефлексии в изобразительном искусстве 70-80-х. В соответствии с авторской концепцией кича 1 кич понимается как особый тип культуры (субкультуры), с ...

Эдвин Портер и его вклад в освоение выразительных возможностей кино
Э. Портер (1896-1941) начал свою деятельность в кино без всякой подготовки. Окончив службу в армии и не имея никакой гражданской специальности, перепробовал немало профессий, прежде чем устроился на работу в мастерские Эдисона в Вест-Оран ...

Как мишка повлиял на прогресс науки
Американский историк Чарльз Панати, автор книги "Необычайные истоки обычных вещей, считает, что изобретение плюшевого медведя стало отправной точкой для технического прогресса. Изначально медвежата Тедди изготавливались из натурально ...