Переплетение культур в Передней Азии

Другая культура » Переплетение культур в Передней Азии

Страница 5

шавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э.).

предвещающее (опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и на-

шего Крылова преображение животного царства: человеческими чертами на-

деляются звери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди:

осел, играющий на арфе, танцующий медведь, лев на задних лапах, вели-

чаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом, загадочный, чем-то напо-

минающий жреца чернобородый "человек-скорпион", за которым шествует

проказливый козлик .

Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами и

белой раковины, тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном ви-

де являет собой подлинное чудо прикладного искусства.

По причинам, указанным выше, памятников вавилонского искусства

дошло до нас значительно меньше, чем египетского. Тем большую ценность

представляют уцелевшие образцы художественного творчества Шумера, Ак-

када и Вавилона.

"Стела коршунов", прославляющая победу правителя города Лагаша над

соседями и так названная потому, что ваятель изобразил коршунов, раз-

дирающих трупы разбитых врагов,- считается самым значительным из до-

шедших до нас произведений шумерского искусства этого периода.

"Построчное" раскрытие сюжета, как в египетском искусстве, и вну-

шительная монументальность всей композиции характеризуют этот рельеф

( XXV в. до н.э.)

Группа мраморных статуэток из Тель-Асмара ( первая половина III

тысячелетия до н.э.). Высота самой большой - тридцать сантиметров. Это

изображения богов, жрецов и молящихся. Все они стоят выпрямившись во

весь рост, со сложенными на груди руками. Тела их и длинные облачения

поданы схематично, как бы лишь намечены, но на них и не обращаешь вни-

мания, которое целиком сосредоточивается на лицах, точнее на ликах или

даже на масках,- так нереальны , фантастичны и островыразительны эти

образы. Вот наголо выбритая голова, а вот причудливые, как бы в нес-

колько этажей завитками расчесанные бороды. Но главное - глаза: огром-

ные, словно застывшие в изумлении, либо в невозмутимо-лукавом созерца-

нии чего-то, что видят они, но не видим мы, быть может . в созерцании

нас с вами, глядящих на них, но не понимающих их до конца. Каждая фи-

гурка геометрично построена так, чтобы зрителя разил сразу же взгляд

ее огромных глаз из цветных камней, столь крепко всаженных, что их не

расшатало время.

В XXIV в. до н.э. семитический город Аккад, которым правил прос-

лавленный своими победами царь Саргон Древний, подчинил себе значи-

тельную часть Двуречья.

В зодчестве влияние Аккада сказалось в окончательном утверждении

арки и свода, в ваянии - в тонкой проработке деталей, в меньшей услов-

ности изображения, в подлинной и часто весьма выразительной портрет-

ности. Замечательна в этом отношении голова из меди, быть может порт-

рет самого Саргона.

Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона, продолжившего его

дело) - совершеннейшее произведение аккадского искусства. Эпическая

поэма запечатанная в камне.

Между тем в Шумере жрец Гудеа, полновластный правитель города Ла-

гаша, развивает в XXII в. до н.э. бурную строительную деятельность.

Почти ничего не сохранилось от воздвигнутых при нем архитектурных па-

мятников. Но нам хорошо известны и лицо самого Гудеа, и скульптура его

времени: около двадцати его статуй было обнаружено при раскопках. Не-

которые исполнены с большим мастерством и тщательной обработкой дета-

лей, явно портретные черты правителя в жреческом облачении сочетаются

в них со все той же, столь типичной для шумерских скульптурных изобра-

жений загадочной пристальностью взгляда, внутренней сосредоточенностью

всего образа, будь то в созерцании или в молитве. Как и в современных

им статуях фараонов, камень подлинно оживает в статуях Гудеа.

При царе Хаммурапи ( 1792-1750 гг. до н.э.) город Вавилон объеди-

няет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона

и его царя гремит во всем окружающем мире.

Хаммурапи издает знаменитый свод законов, известный нам по клино-

писному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Искусство Феры
В 1968—76 гг. На острове Фера был открыт город Акротири, почти полностью разрушенный землетрясением. В уцелевшем квартале дома располагались вдоль дороги, шедшей с севера на юг. Вероятно, Акротири был городом иного типа, нежели Кносс или ...

Итальянский политический фильм 60-х - 70-х гг. Анализ фильма «Виридиана»
Один из лучших фильмов Бунюэля, получивший "Золотую пальмовою ветвь" на Каннском международном фестивале 1961 года. Глубоко верующая героиня фильма Виридиана (Пиналь) от всей души готова помогать нищим и убогим. Но жизнь преподн ...

Рекреационные зоны города Сумы
По данным Областного управления экологической безопасности в городе Сумы выделено и зарегистрировано следующие рекреационные территории: парк-памятник садово-паркового искусства местного значения “Веретиновский” (17 га); парк-памятник ...