Переплетение культур в Передней Азии

Другая культура » Переплетение культур в Передней Азии

Страница 8

которой, вероятно производило на них глубокое впечатление.

Племена древнего Закавказья особенно преуспели в торевтике, то

есть искусство чеканки. Крупные культурные очаги Кавказа, богатого ру-

дами, оказали влияние на развитие культуры бронзового века во всей

Восточной Европе.

В кургане племенного вождя в Триалети (Грузия) обнаружены высоко-

художественные чаши и кубки из золота и серебра, относящиеся к 8 веку

до нашей эры, в частности замечательный серебряный кубок с чеканными

изображениями, расположенными двумя горизонтальными поясами (Тбилиси,

музей Грузии). В нижнем - вереница оленей, в верхнем - процессия в два

десятка фигур: странные существа с человеческим туловищем, но со зве-

риной головой и хвостом. Процессия направляется к богине, сидящей на

троне возле священного дерева. Пояса с изображениями свободно развер-

тываются вокруг кубка; мерное чередование фигур и их общий декоратив-

ный стиль роднят это произведение закавказских мастеров с искусством

всего древневосточного мира.

Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия . Мир, непосредственно окружавший

эти государственные образования с их культурными очагами, развивался

под их влиянием, обогащался их достижениями, но и сам обогащал их сво-

им вкладом в общую культурную сокровищницу.

Финикийцы - народ купцов и мореплавателей, хитроумный и предпри-

имчивый, держал в своих руках на рубеже II и I тысячелетия до н.э.

чуть ли не всю торговлю на Средиземном море. Памятников его искусства,

широко использовавшего в этот период чужеземные образцы, осталось

сравнительно мало. Тогдашний мир обязан финикийцам изобретением пурпу-

ра (красителя, изготовлявшегося из особого вида моллюсков), более

удобного для торговых операций, чем египетские иероглифы или вавилонс-

кая клинопись.

Торговое посредничество финикийцев имело огромное значение для

переплетения великих культур.

Могучее ассирийское искусство немалым обязано искусству хеттов.

Ведь, например, задолго до утверждения владычества Ассирии в Двуречье

у входа в хеттские храмы и дворцы хеттских царей возвышались грандиоз-

ные фигуры фантастических животных - стражей. Но о хеттах совершенно

забыли в последующие века ( как, впрочем, забыли и об их победителях -

ассирийцах). Только в наше время востоковеды получили реальное предс-

тавление о хеттском искусстве и по-настоящему преуспели в трудном деле

прочтения хеттских надписей.

Во второй половине 40-х годов турецкие археологи предприняли

большие раскопки в Анатолии, где некогда процветала хеттская культура.

Новая, любопытная глава вписывалась в историю человечества. Святилища

под открытым небом, из которых наиболее значительное вблизи древней

хеттской столицы, где сейчас - турецкая деревушка . Но самое интерес-

ное - это обломки скульптур, обнаруженные на крутом гребне, известном

под названием Черной горы: каменные головы с огромными глазами и ста-

туэтки бога-оленя.

Некоторая грубость, даже топорность работы снижает уровень хетт-

ских каменных изваяний. И все же какое-то свое слово хетты сказали в

искусстве. Ведь именно они впервые в истории архитектуры ввели так на-

зываемую циклопическую кладку из необработанных каменных глыб.

.В I тысячелетии до н.э. южные районы Закавказья вошли в состав

Урарту - самого древнего государственного образования на территории

бывшего Советского Союза.

Как мощное рабовладельческое государство Урарту утвердилось на

Армянском нагорье в середине IX в. до н.э. История и культура Урарту,

занимавшего одно время главенствующее положение в Передней Азии, под-

робно изучены уже в советское время Б.Б.Пиотровским, руководившим об-

ширными археологическими исследованиями на холме Кармир-Блур, близ

Еревана, где он откопал урартскую крепость города бога войны и бури

Тейшебы, расчлененную многочисленными башнями.

В начале VI в. до н.э. эта цитадель была разрушена и сожжена ски-

фами. Материал, обнаруженный в земле, дал возможность точно устано-

вить, в какое время года рухнула под напором кочевников могучая твер-

дыня: хлеб был уже собран, но виноград еще не созрел, в кучке сохра-

нившейся травы оказались цветы конца июля - первой половины августа.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Проблема «лица» и «маски» в «Максимах» Ларошфуко
Игра - универсальная категория культуры, определяющая специфику как человеческого существования, так и отражающего его искусства. В разные эпохи роль «игрового элемента» (Й. Хейзинга) как моделирующего фактора культуры различна. Для культ ...

Михайловский замок
Михайловский замок (он же с 1823 - Инженерный) - одно из самых мистических мест Петербурга и в то же время одно из самых кровавых. Это некий "Нагль-фар", корабль мертвецов, в петербургской топографии. На небольшом пятачке земли ...

Эстетика в первобытном искусстве
Предположение Брейля о палеолитическом искусстве, как чисто европейском явлении, не подтвердилось. Разработаны и внедрены в практику новые методы копирования и документирования изображений (муляжи Ляско и Альтамиры, фотограмметрия, видеок ...