Переплетение культур в Передней Азии

Другая культура » Переплетение культур в Передней Азии

Страница 10

гривой и желтых с красной гривой. Стены эти вместе с воротами - самое

замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных соо-

ружений Навуходоносора (Берлин, Музей).

По подбору тонов эта блестящая цветная глазурь, пожалуй, самое

интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского

царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны и маловыразитель-

ны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция,

при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало

оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пыш-

ностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было ис-

кусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая

как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправдан-

ности, которые некогда ее воодушевляли.

Новая держава утвердилась в Передней Азии и далеко расширилась за

ее пределы. Это могущественная персидская, или иранская, империя ди-

настии Ахеменидов. В ее состав вошли Вавилония и Ассирия, Малая Азия и

Египет, Мидия, Армения, Сирия и даже Средняя Азия. Как и ассирийское,

как и вавилонское, ее владычество было кратковременным, но грозным и

порой блистательным (539 - 330 гг. до н.э.).

V в. до н.э. . Подчинив себе многие народы, ахеменидский Иран

впитывает соки их культур. Но его искусство вносит в общую сокровищни-

цу и свои оригинальные черты.

Искусство ахеменидского Ирана - прежде всего дворцовое, придвор-

ное. Повелители великой империи пожелали увековечить память о своем

могуществе грандиозным строительством: дворцовые ансамбли в Пасарга-

дах, Персеполе и Сузах (ныне руины) затмили своим размахом и роскошью

почти все, что было создано в былые века в других державах. Как и ас-

сирийские дворцы, они были украшены огромными рельефами, и у входа их

стояли крылатые быки еще более внушительных размеров, чем в Хорсабаде.

Новшество, введенное персидскими зодчими, - это ападана: Многоколонный

тронный зал с целым лесом легких, стройных колонн из разноцветных кам-

ней или таких, как, например, в Сузах, где увенчанием двадцатиметровых

колонн служили тяжелые капители в виде бычьих полуфигур. Золотые об-

шивки и многоцветные изразцы украшали залитые светом покои. Яркий

блеск красок, великолепие убранства и стройный размах грандиозной ар-

хитектуры утверждали в сознании подданных величие верховной власти.

Бесконечными вереницами выстраивались по стенам рельефные фигуры царс-

ких воинов или данников.

Это было празднично - торжественное искусство, более покойное и

светлое, чем ассирийское, и без жестокости, даже в прославлении побед.

Вечный памятник всего этого величия - знаменитый майоликовый

фриз, изображающий царских телохранителей (Париж, Лувр). Греки называ-

ли этих лучников "бессмертными", так как их всегда было десять тысяч.

Но пала и эта держава. Покоренный в IV в. до н.э. Александром Ма-

кедонским, Иран, как и Египет, включился в русло эллинистической куль-

туры, с которой он уже давно находился в соприкосновении.

Культура юга нашей страны уже в третьем тысячелетии до нашей эры

переплеталась с древней шумерской культурой. Заглянем еще дальше в

глубь веков.

В Эламе (впоследствии вошедшем в состав иранской державы) под ко-

нец неолита, в IV тысячелетии до н.э. расцвело искусство керамики,

прекрасные образцы которой имеются в Эрмитаже. Сосуды, расписанные ге-

ометрическими узорами со стилизованными (до неузнаваемости) изображе-

ниями птиц и горного козла. Так и в скифском искусстве позднего перио-

да (вспомним бронзовый конский налобник из Майкопа), то есть через

тридцать веков, изображения зверей превратятся в орнамент.

"Луристанские бронзы", извлеченные из могильников XII - VIII вв

до н.э. в Луристане ( в центральной части Ирана ), с фигурами зверей,

замечательными по реализму в сочетании с декоративной стилизацией; че-

канные изделия ахеменидского Ирана - чаши, блюда, кувшины с ручками в

виде зверей, ритоны (сосуды в виде рога) с головой лошади, антилопы

или полуфигурой горного козла, равно как и уникальные по прихотливому

стилистическому решению бронзовые лошадки - памятники Кобанской куль-

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Генезис русской профессиональной музыки
Одним из важнейших вопросов истории русской музыки является вопрос византийского влияния и византийско-русских контактов в Древней Руси. Он связан с проблемой происхождения профессиональной (церковной) музыки на Руси. На этот вопрос сущес ...

Французский киноавангард. Творчество Р.Де Ниро
Роберт Де Ниро. Дата рождения: 17 август 1943. Место рождения: Нью-Йорк, США Роберт Де Ниро родился в Нью-Йорке в 1943 году в семье художников: его родители, Роберт Де Ниро старший и Вирджиния Эдмирал были хорошо известны среди нью-йоркс ...

Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма
Возникновение замысла (идеи) произведения у художника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Работая над новой идеей, формой будущего произведения художник обращается к различным источникам творческого проц ...