гривой и желтых с красной гривой. Стены эти вместе с воротами - самое
замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных соо-
ружений Навуходоносора (Берлин, Музей).
По подбору тонов эта блестящая цветная глазурь, пожалуй, самое
интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского
царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны и маловыразитель-
ны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция,
при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало
оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пыш-
ностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было ис-
кусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая
как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправдан-
ности, которые некогда ее воодушевляли.
Новая держава утвердилась в Передней Азии и далеко расширилась за
ее пределы. Это могущественная персидская, или иранская, империя ди-
настии Ахеменидов. В ее состав вошли Вавилония и Ассирия, Малая Азия и
Египет, Мидия, Армения, Сирия и даже Средняя Азия. Как и ассирийское,
как и вавилонское, ее владычество было кратковременным, но грозным и
порой блистательным (539 - 330 гг. до н.э.).
V в. до н.э. . Подчинив себе многие народы, ахеменидский Иран
впитывает соки их культур. Но его искусство вносит в общую сокровищни-
цу и свои оригинальные черты.
Искусство ахеменидского Ирана - прежде всего дворцовое, придвор-
ное. Повелители великой империи пожелали увековечить память о своем
могуществе грандиозным строительством: дворцовые ансамбли в Пасарга-
дах, Персеполе и Сузах (ныне руины) затмили своим размахом и роскошью
почти все, что было создано в былые века в других державах. Как и ас-
сирийские дворцы, они были украшены огромными рельефами, и у входа их
стояли крылатые быки еще более внушительных размеров, чем в Хорсабаде.
Новшество, введенное персидскими зодчими, - это ападана: Многоколонный
тронный зал с целым лесом легких, стройных колонн из разноцветных кам-
ней или таких, как, например, в Сузах, где увенчанием двадцатиметровых
колонн служили тяжелые капители в виде бычьих полуфигур. Золотые об-
шивки и многоцветные изразцы украшали залитые светом покои. Яркий
блеск красок, великолепие убранства и стройный размах грандиозной ар-
хитектуры утверждали в сознании подданных величие верховной власти.
Бесконечными вереницами выстраивались по стенам рельефные фигуры царс-
ких воинов или данников.
Это было празднично - торжественное искусство, более покойное и
светлое, чем ассирийское, и без жестокости, даже в прославлении побед.
Вечный памятник всего этого величия - знаменитый майоликовый
фриз, изображающий царских телохранителей (Париж, Лувр). Греки называ-
ли этих лучников "бессмертными", так как их всегда было десять тысяч.
Но пала и эта держава. Покоренный в IV в. до н.э. Александром Ма-
кедонским, Иран, как и Египет, включился в русло эллинистической куль-
туры, с которой он уже давно находился в соприкосновении.
Культура юга нашей страны уже в третьем тысячелетии до нашей эры
переплеталась с древней шумерской культурой. Заглянем еще дальше в
глубь веков.
В Эламе (впоследствии вошедшем в состав иранской державы) под ко-
нец неолита, в IV тысячелетии до н.э. расцвело искусство керамики,
прекрасные образцы которой имеются в Эрмитаже. Сосуды, расписанные ге-
ометрическими узорами со стилизованными (до неузнаваемости) изображе-
ниями птиц и горного козла. Так и в скифском искусстве позднего перио-
да (вспомним бронзовый конский налобник из Майкопа), то есть через
тридцать веков, изображения зверей превратятся в орнамент.
"Луристанские бронзы", извлеченные из могильников XII - VIII вв
до н.э. в Луристане ( в центральной части Ирана ), с фигурами зверей,
замечательными по реализму в сочетании с декоративной стилизацией; че-
канные изделия ахеменидского Ирана - чаши, блюда, кувшины с ручками в
виде зверей, ритоны (сосуды в виде рога) с головой лошади, антилопы
или полуфигурой горного козла, равно как и уникальные по прихотливому
стилистическому решению бронзовые лошадки - памятники Кобанской куль-
Похожие статьи:
Александр Николаевич Островский
Островский – гений русского театра, только он среди русских классиков целиком посвятил себя драматургии и организации театрального дела, начав в 40-е годы с обличительных комедий ("Свои люди – сочтемся", "Бедная невеста&quo ...
Алтарь мира
Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира (139 гг. до н. э.), установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира.
С утверждением Августа и нас ...
Ажоражоне
В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI в. Особое великолепие город приобрёл после перестройки его центра учеником Браманте Якопо Сансовино (I486— 1570). Напр ...
Разделы