гривой и желтых с красной гривой. Стены эти вместе с воротами - самое
замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных соо-
ружений Навуходоносора (Берлин, Музей).
По подбору тонов эта блестящая цветная глазурь, пожалуй, самое
интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского
царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны и маловыразитель-
ны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция,
при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало
оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пыш-
ностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было ис-
кусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая
как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправдан-
ности, которые некогда ее воодушевляли.
Новая держава утвердилась в Передней Азии и далеко расширилась за
ее пределы. Это могущественная персидская, или иранская, империя ди-
настии Ахеменидов. В ее состав вошли Вавилония и Ассирия, Малая Азия и
Египет, Мидия, Армения, Сирия и даже Средняя Азия. Как и ассирийское,
как и вавилонское, ее владычество было кратковременным, но грозным и
порой блистательным (539 - 330 гг. до н.э.).
V в. до н.э. . Подчинив себе многие народы, ахеменидский Иран
впитывает соки их культур. Но его искусство вносит в общую сокровищни-
цу и свои оригинальные черты.
Искусство ахеменидского Ирана - прежде всего дворцовое, придвор-
ное. Повелители великой империи пожелали увековечить память о своем
могуществе грандиозным строительством: дворцовые ансамбли в Пасарга-
дах, Персеполе и Сузах (ныне руины) затмили своим размахом и роскошью
почти все, что было создано в былые века в других державах. Как и ас-
сирийские дворцы, они были украшены огромными рельефами, и у входа их
стояли крылатые быки еще более внушительных размеров, чем в Хорсабаде.
Новшество, введенное персидскими зодчими, - это ападана: Многоколонный
тронный зал с целым лесом легких, стройных колонн из разноцветных кам-
ней или таких, как, например, в Сузах, где увенчанием двадцатиметровых
колонн служили тяжелые капители в виде бычьих полуфигур. Золотые об-
шивки и многоцветные изразцы украшали залитые светом покои. Яркий
блеск красок, великолепие убранства и стройный размах грандиозной ар-
хитектуры утверждали в сознании подданных величие верховной власти.
Бесконечными вереницами выстраивались по стенам рельефные фигуры царс-
ких воинов или данников.
Это было празднично - торжественное искусство, более покойное и
светлое, чем ассирийское, и без жестокости, даже в прославлении побед.
Вечный памятник всего этого величия - знаменитый майоликовый
фриз, изображающий царских телохранителей (Париж, Лувр). Греки называ-
ли этих лучников "бессмертными", так как их всегда было десять тысяч.
Но пала и эта держава. Покоренный в IV в. до н.э. Александром Ма-
кедонским, Иран, как и Египет, включился в русло эллинистической куль-
туры, с которой он уже давно находился в соприкосновении.
Культура юга нашей страны уже в третьем тысячелетии до нашей эры
переплеталась с древней шумерской культурой. Заглянем еще дальше в
глубь веков.
В Эламе (впоследствии вошедшем в состав иранской державы) под ко-
нец неолита, в IV тысячелетии до н.э. расцвело искусство керамики,
прекрасные образцы которой имеются в Эрмитаже. Сосуды, расписанные ге-
ометрическими узорами со стилизованными (до неузнаваемости) изображе-
ниями птиц и горного козла. Так и в скифском искусстве позднего перио-
да (вспомним бронзовый конский налобник из Майкопа), то есть через
тридцать веков, изображения зверей превратятся в орнамент.
"Луристанские бронзы", извлеченные из могильников XII - VIII вв
до н.э. в Луристане ( в центральной части Ирана ), с фигурами зверей,
замечательными по реализму в сочетании с декоративной стилизацией; че-
канные изделия ахеменидского Ирана - чаши, блюда, кувшины с ручками в
виде зверей, ритоны (сосуды в виде рога) с головой лошади, антилопы
или полуфигурой горного козла, равно как и уникальные по прихотливому
стилистическому решению бронзовые лошадки - памятники Кобанской куль-
Похожие статьи:
Традиции философии XVII века в мировоззрении и эстетике Флобера
Поклонение XVII веку Флобер называл одной из причуд XIX столетия. Для самого же писателя увлечение этой эпохой не было лишь данью интеллектуальной моде. Глубокий и искренний интерес к семнадцатому веку был свойственен ему на протяжении вс ...
Историчность в культуре
Но это следует понимать иначе, чем мы привыкли видеть, листая учебник истории. Там человечество (а это понятие включает и нас) предстает в виде калейдоскопа сменяющих друг друга государств и народов. Падают династии, учреждаются законы, н ...
Армянский Новый Год
Древний армянский календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней и дополнительного 13 месяца, в котором было 5 дней:
Навасард, Ори, Сагми, Тре, Кахоц, Арац, Мегекан, Арег, Агекан, Марери, Маргац, Гротиц, Авеляц.
Названия месяцев имеют леген ...
Разделы