Переплетение культур в Передней Азии

Другая культура » Переплетение культур в Передней Азии

Страница 1

На протяжении многих веков, прошедших после крушения империи фарао-

нов, каменные громады пирамид и развалины грандиозных храмов поражали

воображение новых хозяев Нила, напоминая о том, что там некогда расц-

ветала великая культура.

На восток от Египта только холмы, мало гармонирующие с общим пей-

зажем долины Тигра и Евфрата, возбуждали порой любопытство путешествен-

ников, да, пожалуй, еще глиняные черепки - частые находки арабов -,

испещренные какими-то знаками, похожими "на следы птицы на мокром пес-

ке".

Между тем в Месопотамии, на нынешней территории Ирака, в очень

далекие времена возникла и утвердилась столь же высокая, как в Египте,

культура, сыгравшая не меньшую роль в истории человечества.

О могущественном некогда Вавилонском царстве и о великой асси-

рийской державе еще до прошлого века было известно только из Библии да

из писаний Геродота и некоторых других древних авторов. Были такие го-

сударства и такие народы, много пролившие крови в бесчисленных войнах,

много строившие и, по-видимому,преуспевшие во многих знаниях, но како-

ва была их культура и что она дала человечеству, оставалось неясным.

Ибо никакими памятниками этой культуры, если не считать обожженных

глиняных табличек с непонятными знаками, потомство не располагало.

Французскому консулу в Мосуле Полю-Эмилю Ботта принадлежит честь

первого археологического открытия в Двуречье. Узнав, что он интересу-

ется этими странными табличками, какой-то араб сообщил ему, что их

множество в его деревушке, где их давно уже употребляют на хозяйствен-

ные нужды. Ботта организовал раскопки на холме около указанной арабом

деревни и обнаружил под мусором и землей не только черепки, но целые

стены и рельефы с изображением каких-то диковинных зверей. Так были

открыты развалины ассирийского царского дворца.

Теперь известно, что в зодчестве и в ваянии древние обитатели

Двуречья были, вероятно, не менее плодовиты, чем египтяне. Как же мог-

ло случиться, что мусор и песок покрыли остатки всего, что когда-то

было создано ими ?

Двуречье было бедно камнем, и потому строили там из кирпича. Кир-

пичные же постройки погибли от времени .

В отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий оби-

тал один народ и существовало одно государство, в долине Тигра и Евф-

рата одно государственное образование не раз сменялось другим, различ-

ные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до

основания храмы, крепости и города побежденных.

И наконец, Вавилония, не защищенная извне, как Египет,труднопро-

ходимыми песками, часто подвергалась вражеским нашествиям, разорявшим

страну,

Так погибли многие великие творения искусства и была предана заб-

вению великая культура.

Народы различного происхождения, враждовавшие друг с другом

в Двуречье, создали несколько культур, и все же искусство их в своей

совокупности отмечено общими чертами, глубоко отличающими его от еги-

петского.

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как

вавилонское искусство; это название распространяется на название не

только самого Вавилона ( начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда

самостоятельных шумеро-аккадских государств ( IV-III тысячелетия до

н.э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно

считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

Как и культура Египта и, вероятно, примерно в одно и то же время,

эта культура возникла в Двуречье в конце неолита опять же в связи с

рационализацией земледелия. Если Египет, по выражению Геродота,- дар

Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как ве-

сенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслое-

ния ила.

И здесь первобытнообщинный строй сменился постепенно рабовладель-

ческим. Однако в Двуречье долго не существовало единого государства,

управляемого единой деспотической властью. Такая власть была установ-

лена в отдельных городах-государствах, постоянно враждовавших между

собой из-за полива полей, из-за рабов и скота. Вначале власть эта на-

ходилась целиком и полностью в руках жречества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Проблема личности в художественной культуре Западной Европы и русского средневековья XVII века
В понятие «художественная культура», как правило, включают многообразные группы процессов и явлений. В данной статье рассматривается аспект развития социального субъекта-личности в мироощущении западноевропейской интеллигенции XVII столет ...

Сюрреализм
Претензии человеческого слова на точность обеспечены тремя основными системами исключения и разграничения: прежде всего, сложной игрой запретов (здесь более всего развито табу на желание), затем, разграничением разума и безумия и, наконец ...

Актуализация современного искусства в России
Начиная с 1988 года, во многих больших городах страны начали функционировать многочисленные художественные галереи, во главе которых становилось одно лицо или группа лиц, они формировали рынок, собирали коллекции, активно влияли на вкусы ...