То же касается и шумных конфликтов просветителей с католической
церковью. Ее идеологическая жесткость,не допускавшая отступления от
догматов вероучения,исключала возможность компромисса наподобие того,
какой сложился между англиканской церковью и Просвещением в Англии.В
этих условиях свойственное большинству просветителей признание факта
Божественного творения мира приобрело антицерковный оттенок, а крити-
ка религиозных догм, даже самая умеренная, - ореол отчаянной смелос-
ти.Как известно,Вольтер,имея в виду церковь, часто заканчивал свои
письма к друзьям призывом: "Раздавите гадину!" Но тот же Вольтер ут-
верждал, что религия необходима как опора морали: "Вера в Бога, воз-
награждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные, а также
прощающего небольшие проступки, является дли человеческого рода самой
полезной верой".
Десятилетия бесплодной оппозиции вызвали глубокое разочарование
просветителей.Среди них усилилось стремление к переоценке ценностей,
повлекшее глубокое размежевание в их рядах.Часть просветителей сохро-
няла надежды на сотрудничество с властями в решении конкретных проб-
лем управления страной.Среди нйх выделялось группа зкономистов-физи-
ократов (от греческих слов "физис" - природа и "кратос" - власть), во
главе которых стоял Франсуа Кенэ.Он считал, что земля есть единствен-
ный источник богатства и только земледелие умножает его. Поэтому он
выступал за поощрение класса земледельцев, прежде всего богатых фер-
меров. "В деревни следует привлекать не столько людей, сколько бо-
гатство" (т.е. капитал),- подчеркивал Кенэ. Добивался он и реформы
налоговой системы, лежавшей тяжким бременем на производителях.Надежды
на подъем сельского хозяйства он связывал также со свободой внутрен-
ней и внешней торговли.
Попытку осуществить эту программу реформ предпринял другой
представитель школы физиократов,Анн Робер Тюрго. В 1774 г. молодой
король Людовик ХVI назначил его генеральным контролером (министром)
финансов. Тюрго ввел свободную торговлю хлебом и мукой, добился уп-
разднения средневековых цехов и гильдий, приступил к коренной реформе
налогообложения.Но сопротивление придворных кругов, дворянства и це-
ховой верхушки свело на нет все его усилия.Отставка Тюрго в 1776 г.
предрешила и судьбу его реформ.
Сознание недостижимости целей Просвещения в рамках существующего
строя побудило многих просветителей замкнуться в непримиримой оппози-
ции. Их протест порой принимал форму атеизма, резкой критики религии
и церкви, характерных для плеяды философов-материалистов середины
столетия: Дидро, Поля Гольбаха, Гельвеция и др.Иногда он проявлялся в
идеализации прошлого, например республиканского строя античных госу-
дарств. Жан-Жак Руссо противопоставлял их прямую демократию всем фор-
мам представительного правления, включая и английский парламентаризм.
"Всякий закон, - писал он в трактате "Об общественном договоре", -
если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен .Анг-
лийский народ считает себя овободным: он жестоко ошибается. Он свобо-
ден только во время выборов членов парламента: как только они избраны
- он раб,он ни что . В древних республиках и даже в монархиях народ
никогда не имел представителей; само это слово было не известно".
С именем Руссо связан новый этап в развитии просветительского
Похожие статьи:
Ирис – живой памятник истории
Предание гласит, что первый цветок ириса расцвел в юго-восточной Азии еще в древние времена, когда на Земле не было людей. Он удивил своей красотой и изяществом зверей и птиц, а восхищенные ветры и воды разнесли его семена по всему свету. ...
Кельтская мифология и формирование мировой культуры
Любое объективное исследование в области развития мировойкультуры является бессмысленным без затрагивания источников этогоразвития,более того,некоторые культурные достижения из далекогопрошлого так и остались не до конца понятыми и уж тем ...
Проблема Элементарного
В V в. до н. э. Анаксагор, по – видимому, первым высказал мысль о бесконечной делимости материи. Он представлял мир как совокупностьбесконечного числа частиц – «гомеомерий» (подобочастных), каждая из которых в свою очередь состоит из неис ...
Разделы