Просвещение

Другая культура » Просвещение

Страница 9

разия местных условий. Распространению новых веяний способствовала

интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не

имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными методами,

стремились прославиться меценатством.Почет, которым была окружена в

Германии французская культура, также способствовал проникновению

просветительских идей.

Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что

оно нередко получало импульсы со стороны правящих верхов. В Пруссии

инициатором публичного обсуждения его проблем выступил сам король

Фридрих Великий.Не без старания властей одной из характерных черт не-

мецкого Просвещения стал его преимущественно теоретический харак-

тер.Однако в его активе числились и практические дела. В Пруссии

просветители не только разработали важную реформу образования, но и

добились осуществления ее.В результате была расширена сеть начальных

школ и создана система профессионального обучения ремеслам, сельскому

хозяйству, торговле и государственной службе.Утилитарный характер

этой реформы во многом объяснялся тем, что просветительское движение

в Пруссии черпало приверженцев главным образом из среды государствен-

ных служащих: армейских офицеров, дипломатов, чиновников, преподава-

телей учебных заведений.

На фоне общей робости просветительской мысли в Германии сме-

лостью и последовательностью отличались воззрения Канта.Он подвел

итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен

его вклад в разработку концепции правового государства.Назначение

последнего Кант видел не в заботе о практических потребностях членов

общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Граждана-

ми такого государства, по его мнению, являются морально полноценные

люди, которые не нуждаются в опеке со стороны кого бы то ни было.

"Правление отеческое, - писал он, - при котором подданные, как несо-

вершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно

полезно или вредно . такое правление есть величайший деспотизм".

Заключая общественный договор, люди не жертвовали своей свободой, а

лишь создавали правовые условия для более надежного и упорядоченного

пользования ею.Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правле-

ния (республика, монархия), а в разделении законодательной и исполни-

тельной властей.Он допускал,что при любой форме правления часть граж-

дан будет недовольна политикой правительства и будет стремиться ее

изменить.Но их действия не должны нарушать законы, дискредитировать

государство или вообще его разрушать.Кант обосновал правовые формы и

методы борьбы за изменение государственного и общевственного строя,

которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое наси-

лие.

Глубиной и оригинальностью отличалаоь зтическая концепция Канта.

Он выступил против утилитаризма современной ему просветительской мыс-

ли.Представление, что добрые дела можно совершать лишь с задней

мыслью, в расчете на успех или награду, Кант отвергал как радикальное

зло.Ибо такая нравственная установка требует от человека приспособле-

ния к обстоятельствам, из которых самое важное - отношение к нему

власть имущих.Поэтому эгоизм, даже разумный, толкает бесправные низы

общества к раболепию, неуверенные в своем завтрашнем дне "средние

слои" - к лицемерию,упоенные властью верхи - к беззастенчивости.Этому

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Тициан
В отличие от рано ушедшего из жиз­ни Джорджоне Тициан Вечеллио прожил почти столетие (1476 или 1477—1576). Он родился в местечке Пьеве ди Кодоре близ Альп, учился в Венеции у Джентиле и Джованни Беллини, в 1507 г. перешёл к Джор­джоне и с ...

Перевод театров страны на новые условия хозяйствования
22 ноября 1988 года вышло постановление “О переводе театров страны на новые условия хозяйствования”, которое являлось вторым важным шагом театральных реформ, существенно расширив самостоятельность театров. Согласно этому постановлению вс ...

Чацкий С. Юрского и О. Меньшикова как инвариант культурного героя современности
Главной причиной смешения низкого и высокого, культурного и того, что вызрело на ущербе современной цивилизации (предельно асоциального) является, по меркам интеллигента-шестидесятника, исчезновение общественного измерения жизни, поддержи ...