Просвещение

Другая культура » Просвещение

Страница 9

разия местных условий. Распространению новых веяний способствовала

интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не

имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными методами,

стремились прославиться меценатством.Почет, которым была окружена в

Германии французская культура, также способствовал проникновению

просветительских идей.

Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что

оно нередко получало импульсы со стороны правящих верхов. В Пруссии

инициатором публичного обсуждения его проблем выступил сам король

Фридрих Великий.Не без старания властей одной из характерных черт не-

мецкого Просвещения стал его преимущественно теоретический харак-

тер.Однако в его активе числились и практические дела. В Пруссии

просветители не только разработали важную реформу образования, но и

добились осуществления ее.В результате была расширена сеть начальных

школ и создана система профессионального обучения ремеслам, сельскому

хозяйству, торговле и государственной службе.Утилитарный характер

этой реформы во многом объяснялся тем, что просветительское движение

в Пруссии черпало приверженцев главным образом из среды государствен-

ных служащих: армейских офицеров, дипломатов, чиновников, преподава-

телей учебных заведений.

На фоне общей робости просветительской мысли в Германии сме-

лостью и последовательностью отличались воззрения Канта.Он подвел

итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен

его вклад в разработку концепции правового государства.Назначение

последнего Кант видел не в заботе о практических потребностях членов

общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Граждана-

ми такого государства, по его мнению, являются морально полноценные

люди, которые не нуждаются в опеке со стороны кого бы то ни было.

"Правление отеческое, - писал он, - при котором подданные, как несо-

вершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно

полезно или вредно . такое правление есть величайший деспотизм".

Заключая общественный договор, люди не жертвовали своей свободой, а

лишь создавали правовые условия для более надежного и упорядоченного

пользования ею.Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правле-

ния (республика, монархия), а в разделении законодательной и исполни-

тельной властей.Он допускал,что при любой форме правления часть граж-

дан будет недовольна политикой правительства и будет стремиться ее

изменить.Но их действия не должны нарушать законы, дискредитировать

государство или вообще его разрушать.Кант обосновал правовые формы и

методы борьбы за изменение государственного и общевственного строя,

которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое наси-

лие.

Глубиной и оригинальностью отличалаоь зтическая концепция Канта.

Он выступил против утилитаризма современной ему просветительской мыс-

ли.Представление, что добрые дела можно совершать лишь с задней

мыслью, в расчете на успех или награду, Кант отвергал как радикальное

зло.Ибо такая нравственная установка требует от человека приспособле-

ния к обстоятельствам, из которых самое важное - отношение к нему

власть имущих.Поэтому эгоизм, даже разумный, толкает бесправные низы

общества к раболепию, неуверенные в своем завтрашнем дне "средние

слои" - к лицемерию,упоенные властью верхи - к беззастенчивости.Этому

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Теория сюрреализма
Итак, история— это история необходимого приобщения бунтарей к социальной революции, история неизбежного поражения вольнонаемных идеологов «тотального отрицания» в их схватке с Историей, история превращения лозунгов «абсолютной свободы» в ...

Николай Гаврилович Чернышевский
Вот уж кого можно было бы посчитать разрушителем духовного единства русской классики – это Чернышевский с романом "Что делать?" (1863). Словно Базаров, он воззрился на русскую жизнь, не желая оставить здесь ничего из традиционно ...

Французское влияние в культурной жизни Москвы XVII века
С падением Киева в 1240 году и установлением монгольского ига духовный и политический центр Руси переносится на северо-восток, сначала во Владимир, а затем в Москву. Связи с западноевропейскими странами ослабевают, а то и совсем прекращаю ...