разия местных условий. Распространению новых веяний способствовала
интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не
имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными методами,
стремились прославиться меценатством.Почет, которым была окружена в
Германии французская культура, также способствовал проникновению
просветительских идей.
Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что
оно нередко получало импульсы со стороны правящих верхов. В Пруссии
инициатором публичного обсуждения его проблем выступил сам король
Фридрих Великий.Не без старания властей одной из характерных черт не-
мецкого Просвещения стал его преимущественно теоретический харак-
тер.Однако в его активе числились и практические дела. В Пруссии
просветители не только разработали важную реформу образования, но и
добились осуществления ее.В результате была расширена сеть начальных
школ и создана система профессионального обучения ремеслам, сельскому
хозяйству, торговле и государственной службе.Утилитарный характер
этой реформы во многом объяснялся тем, что просветительское движение
в Пруссии черпало приверженцев главным образом из среды государствен-
ных служащих: армейских офицеров, дипломатов, чиновников, преподава-
телей учебных заведений.
На фоне общей робости просветительской мысли в Германии сме-
лостью и последовательностью отличались воззрения Канта.Он подвел
итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен
его вклад в разработку концепции правового государства.Назначение
последнего Кант видел не в заботе о практических потребностях членов
общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Граждана-
ми такого государства, по его мнению, являются морально полноценные
люди, которые не нуждаются в опеке со стороны кого бы то ни было.
"Правление отеческое, - писал он, - при котором подданные, как несо-
вершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно
полезно или вредно . такое правление есть величайший деспотизм".
Заключая общественный договор, люди не жертвовали своей свободой, а
лишь создавали правовые условия для более надежного и упорядоченного
пользования ею.Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правле-
ния (республика, монархия), а в разделении законодательной и исполни-
тельной властей.Он допускал,что при любой форме правления часть граж-
дан будет недовольна политикой правительства и будет стремиться ее
изменить.Но их действия не должны нарушать законы, дискредитировать
государство или вообще его разрушать.Кант обосновал правовые формы и
методы борьбы за изменение государственного и общевственного строя,
которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое наси-
лие.
Глубиной и оригинальностью отличалаоь зтическая концепция Канта.
Он выступил против утилитаризма современной ему просветительской мыс-
ли.Представление, что добрые дела можно совершать лишь с задней
мыслью, в расчете на успех или награду, Кант отвергал как радикальное
зло.Ибо такая нравственная установка требует от человека приспособле-
ния к обстоятельствам, из которых самое важное - отношение к нему
власть имущих.Поэтому эгоизм, даже разумный, толкает бесправные низы
общества к раболепию, неуверенные в своем завтрашнем дне "средние
слои" - к лицемерию,упоенные властью верхи - к беззастенчивости.Этому
Похожие статьи:
Искусства
Национальная Академия Изящных Искусств в La Paz предлагает курсы музыки, живописи, скульптуры, и керамики. Здесь есть две галереи живописи и постоянные коллекции в Национальном Музее Искусства и Национальном Музеи Археологии (Museo Tiahua ...
Фараон
Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем м одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к ...
Основные этапы развития моделирования 1930-1990 годов
Народный костюм, его конструкция, декор, цветовые сочетания использовались в моделировании ХХ века. Как же осуществлялась связь народного костюма с моделированием одежды, в каких формах она проявлялась, как работали художники? Образцы со ...
Разделы