Византия

В центре внимания художника, как и в античности, на­ходится человек, воплощенный в образах христианского бога и персонажей Священного писания. Эстетическим идеалом Византии становится Бог — источник красоты, душевного равновесия, превосходящий все прекрасное.

Оставаясь в центре внимания художников Византии, образ человека приобретает новое содержание. На смену искусству, обоготворявшему человека, побуждавшему преклоняться перед физической и нравственной красотой идеала, пришло искусство, стремящееся возвысить преж­де всего чувства, нравственные качества и духовную силу человека, что обусловило появление некоторой условно­сти, сосредоточенной неподвижности изображения.

Византийское искусство достигает своего первого расцвета при императоре Юстиниане I (527 - 565 гг.). Главным художественным центром Византийской импе­рии становится ее столица — Константинополь. Сюда текаются лучшие научные и художественные силы, здесь разрабатываются новые формы искусства.

Конфликт между иконоборцами, отвергав­шими возможность изображения Бога в облике человека и иконопочитателями, длившееся с 726 по 843 гг., привел к некоторому спаду в развитии живописи, но с победой официальной церкви, выступавшей на сто­роне иконопочитателей, сюжетная изобра­зительная живопись возрождается. В IX - Х вв. росписи уже заполняют все поверхности интерьера храма: в куполе изображался Христос-Вседер­житель (Пактократор), в четырех парусах — евангелисты, в апсиде — Богоматерь и так далее.

Мастерство художников совершенствуется, усложняет­ся воспроизводимый образ.

Во второй половине XI - XII вв. утверждается классический торжественный византийский стиль, для которого свойственны изображения фронтально сидящих фигур со строгими аскетичными лицами на золотом фоне. Матери­альность созданного облика отступает на второй план, в центре внимания художника — разработка духовной глу­бины образа.

В ХII-ХIV вв. при Палеологах, византийское искусство переживает свой последний расцвет.

В развитии архитектуры не происходит существенных изменений. Воплощенное в зодчестве пре­дыдущих веков средневековое представление о мирозда­нии не меняется.

Линейный стиль в росписи уступает место живописному, колористически богатому. Условность, оторванность изображения от пространственной среды исчезают. Фигуры, рассматриваемые с нескольких точек, изображены в движении, во взаимодействии со средой и обстановкой. Выразительные жесты, человеческие чувства, запечатленные на лицах придают изображениям жизнен­ность. Таковы, например, мозаики и фрески монастыря Хора (Константинополь, 1312 - 20 гг.)

Похожие статьи:

Искусство Феры
Открытый греческим археологом С. Маринатосом в 1968-1976 г.г. на острове Фера (ныне Санторин) древний город Акротири, погибший от землетрясения, поразил всех своим цивилизованным видом. В уцелевшем квартале дома располагались вдоль дороги ...

От центростремительности к центробежности
Сам гуманистический человек подметил эту тенденцию. Но как не ужаснулся? В одном из политологических собраний Америки был показан жестокий эксперимент: лягушка, перенесенная из холодной воды в горячую, тут же попыталась выбраться из банки ...

Искусство Ассирии
Ассирия — мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство ...