Просвещение

Другая культура » Просвещение

Страница 2

движение несло печать национальной самобытности.

В Англии в ХVII-ХVIII вв. после революции и гражданских войн

сгладились вопиющие противоречия.Развитие парламентаризма привело к

упрочению правовых форм политической борьбы.Бурный рост числа и тира-

жей периодических изданий способствовал повышению культурного и обра-

зовательного уровня населения.Стремительно расширявшийся рьнок газет,

книг, произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию

культуры, которая освободила творцов от унизительной зависимости от

государства, церкви, меценатов и прочего.Эти и многие другие перемены

в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев,

видевших в Англии образец общественного прогресса.Не случайно все ос-

новные течения английской общественной мысли подхватывались передовой

интеллигенцией в других странах.

Большинство английских просветителей не проявляли склонности к

абстрактному теоретизированию.В литературе они предпочитали легкие и

подвижные жанры, старались облечь свои философские, экономические и

политические идеи в форму занимательного рассуждения или сатирическо-

го обличения.Некоторые из них сделали блестящую политическую карьеру:

например, граф Шевфтсбери был членом парламента, а виконт Болингсброк

- министром.

На характер английского Просвещения повлияли также его взаимоот-

ношения с религией и церковью.Видные его деятели, за редким исключе-

нием, придерживались догматов христианства.Во многом это объяснялось

тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а

в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости.Это имело да-

леко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку

позволило сохранить равновесие между традиционныыи ценностями, храни-

тельницей которых выступала церковь, и новаторскими,которые несло

Проовещение.

Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую

подготовку буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутс-

твие в политической программе английских просветителей радикальных

лозунгов и боевых призывов.Но зто и понятно: большинство политических

целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения

была сформулирована философом Джоном Локком. Как и многие мыслители

ХVII в., он считал, что возникновению государства предшествовало ес-

тественное состояние, "состояние полной свободы в отношении их дейс-

твий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью", а так-

же "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право

являются взаимными". Переход от естественного состояния к гражданско-

му обществу был следствием общественного договора, который предпола-

гал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных

перемен в положении людей.Государство должно было руководствоваться

тем же "законом природы, который регулировал отношения людей в ес-

тественном состоянии,и поэтому не могло покушатьсн на неотчуждаемые

права граждан.Локк предусмотрел специальный конституционный механизм,

не допускавший превышения государством своих прерогатив.Это разделен-

не государственной власти на законодательную, исполнительную и "феде-

ратпвную" (которая ведала отношениями с другими государствами).Кроме

того, сползанию государптва к деспотизму должен был препятствовать

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Прикладное искусство
"Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами – большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец на ...

Расин в оценке французских классиков XIX века
В своей знаменитой книге «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями» (1800) мадам де Сталь проводит сравнительный анализ древней и новой литературы. Подчеркивая превосходство последней, писательница приходит к выв ...

Андрей Рублев. «Троица»
Трое прекрасных юношей сидят за столом. Вокруг головы у каждого – сияние. За плечами – крылья. Это ангелы. Они сидят молча и неподвижно. Они глубоко задумались о чем-то. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, ...