Просвещение

Другая культура » Просвещение

Страница 6

от страха перед рыночной стихией.Новое их поколение, вступившее в по-

ру зрелости ближе к концу ХVIII в., уже не уповало на поддержку пра-

вительства пли парламента. Для них образцом гражданского поведения

являлся специалист в какой-либо области профессиональной деятельнос-

ти, знания и усердие которого приносили обществу ощутимую пользу.

Общественно-политическая жизнь Франции в ХVIII в. характеризова-

лась большой инерцией привычек и традиций, унаследованных от феодаль-

ного прошлого.Влиятельные общественные слои сопротивлялись новым вея-

ниям, которые несло с собой Просвещение.В борьбе с ним просветители

не могли в полной мере опереться ни на общественное мнение, еще не

вполне сформировавшееся, ни на правительство, подчас относившееся к

ним с нескрываемой враждебностью.Поэтому во Франции просветители не

имели такого влияния в обществе,как в Англии и Шотландии, где цели и

идеалы Просвещения вошли в плоть и кровь национальной культуры. Во

Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество",порож-

давшее в их среде политический радикализм в мессианские настроення.

Большинство видных деятелей просветительского движения Франции

подвергались преследованиям за свои убеждения.Дени Дидро побывал в

заключении в Венсенском замке, Вольтер (настоящее имя - Франсуа Мари

Аруэ) - в Бастилии. Клод Гельвеций из-за нападок был вынужден отречь-

ся от своей книги "Об уме". По цензурным причинам не раз прерывалось

печатание знаменитой "Энциклопедии", выходившей в свет отдельными то-

мами в течение 1751-1772 гг.Все это заставляло просветителей облекать

свои мысли в оболочку абстрактных теорий, недоступных пониманию широ-

кой публики.

Французское Просвещение испытывало сильное влияние аристократи-

ческой культуры.Это проявилось в утонченности и изысканности литера-

турных произведений, составивших его славу.У аристократии просветите-

ли заимствовали и салонную форму общения.Атмосфера избранности,царив-

шая в салонах,усилила склонность французских просветителей к отвле-

ченному теоретизированию.

Французокое Просвещение во многом исходило из идей философов

XVII в. Рене Декарта и Локка.Согласно разработанному Декартом рацио-

налистическому методу познания, истина должна четко и ясно усматри-

ваться человеческим разумом. Немало последователей во Франции нашло

учение Локка об обощстве и государстве.

Постоянные конфликты с властями создали французским прооветите-

лям репутацию потрясателей основ и радикалов.На самом деле в своих

конституционных воззрениях многие из них не шли дальше принципов анг-

лийского Просвещения.Вслед за Локком идею разделения властей на зако-

нодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье.

При этом он выступал не просто за разграничение функций между органа-

ми государственной власти, а за разделение властей как политических

сил, каждая из которых могла бы реально служить противовесом другой.

Монтескье трудно признать радикалом еще и потому, что он ощупал пре-

делы, в которых только и возможно изменить общество и государство. Он

считал, что "дух законов" того или иного народа определяется совокуп-

ностью объективных предпосылок: климатом, характером почвы, размерами

территории, ландшафтом, образом жизни народа,религией,численностью

населения, формами хозяйственной деятельности и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Кутузовский фонтан
Памятник, названный в народе Кутузовским фонтаном, благодарные потомки воздвигли в 11 верстах от Алушты на дороге, ведущей в Симферополь, вблизи места, где "в сражении с турками ранен в глаз подполковник Михаил Илларионович Кутузов, ...

Религиозный культ в славянском городе
Религиозные празднества жителей развивавшихся городов Древней Руси, купечества, воинских дружин, рыбаков, охотников имели некоторые особенности. Эти особенности определялись прежде всего характером экономической жизни этих слоев населения ...

Пьеро делла Франческа
Крупнейшим мастером середины 15 в. в Средней Италии был Пьеро делла Франческа (ок. 1410/20—1492). В своей живописи он особенно четко сформулировал идеи ренессансного художественного мышления, исходившего в своем развитии из рационалистиче ...