Просвещение

Другая культура » Просвещение

Страница 6

от страха перед рыночной стихией.Новое их поколение, вступившее в по-

ру зрелости ближе к концу ХVIII в., уже не уповало на поддержку пра-

вительства пли парламента. Для них образцом гражданского поведения

являлся специалист в какой-либо области профессиональной деятельнос-

ти, знания и усердие которого приносили обществу ощутимую пользу.

Общественно-политическая жизнь Франции в ХVIII в. характеризова-

лась большой инерцией привычек и традиций, унаследованных от феодаль-

ного прошлого.Влиятельные общественные слои сопротивлялись новым вея-

ниям, которые несло с собой Просвещение.В борьбе с ним просветители

не могли в полной мере опереться ни на общественное мнение, еще не

вполне сформировавшееся, ни на правительство, подчас относившееся к

ним с нескрываемой враждебностью.Поэтому во Франции просветители не

имели такого влияния в обществе,как в Англии и Шотландии, где цели и

идеалы Просвещения вошли в плоть и кровь национальной культуры. Во

Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество",порож-

давшее в их среде политический радикализм в мессианские настроення.

Большинство видных деятелей просветительского движения Франции

подвергались преследованиям за свои убеждения.Дени Дидро побывал в

заключении в Венсенском замке, Вольтер (настоящее имя - Франсуа Мари

Аруэ) - в Бастилии. Клод Гельвеций из-за нападок был вынужден отречь-

ся от своей книги "Об уме". По цензурным причинам не раз прерывалось

печатание знаменитой "Энциклопедии", выходившей в свет отдельными то-

мами в течение 1751-1772 гг.Все это заставляло просветителей облекать

свои мысли в оболочку абстрактных теорий, недоступных пониманию широ-

кой публики.

Французское Просвещение испытывало сильное влияние аристократи-

ческой культуры.Это проявилось в утонченности и изысканности литера-

турных произведений, составивших его славу.У аристократии просветите-

ли заимствовали и салонную форму общения.Атмосфера избранности,царив-

шая в салонах,усилила склонность французских просветителей к отвле-

ченному теоретизированию.

Французокое Просвещение во многом исходило из идей философов

XVII в. Рене Декарта и Локка.Согласно разработанному Декартом рацио-

налистическому методу познания, истина должна четко и ясно усматри-

ваться человеческим разумом. Немало последователей во Франции нашло

учение Локка об обощстве и государстве.

Постоянные конфликты с властями создали французским прооветите-

лям репутацию потрясателей основ и радикалов.На самом деле в своих

конституционных воззрениях многие из них не шли дальше принципов анг-

лийского Просвещения.Вслед за Локком идею разделения властей на зако-

нодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье.

При этом он выступал не просто за разграничение функций между органа-

ми государственной власти, а за разделение властей как политических

сил, каждая из которых могла бы реально служить противовесом другой.

Монтескье трудно признать радикалом еще и потому, что он ощупал пре-

делы, в которых только и возможно изменить общество и государство. Он

считал, что "дух законов" того или иного народа определяется совокуп-

ностью объективных предпосылок: климатом, характером почвы, размерами

территории, ландшафтом, образом жизни народа,религией,численностью

населения, формами хозяйственной деятельности и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи: