Просвещение

Другая культура » Просвещение

Страница 4

его, как это делал Шефтсбери,к противополощности между "просвещенны-

ми" верхами и невежественными низами. Источником опасности являлась

как заносчивость одних, так и зависть других.Выработанные просветите-

лями способы "социализации згоизма" заключались в том, чтобы напра-

вить в полезное для всего общества русло научного и художественного

творчества, экономического развития и т.д. активность верхов и в то

же время приобщить к ценностям Просвещения тех представителей низов,

которые своим усердием,познаниями, гражданскими поступками или бо-

гатством доказали способность их воспринять.

Во многом благодаря усилиям просветителей была создана рацио-

нальная модель отношений между людьми в практической жизни, соответс-

твующая роли и значению гражданокого общества.Одним из важнейших дос-

тоинств человека признавалась его способность к общению,

сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной дея-

тельности.Вошло в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение

политических собраний или встреч по иптересам (например, в кафе).Де-

тально разработанный кодекс правил поведения человека в обществе от-

разила английская художественная литература ХVIII в.

Проcветители во многом преуспели в стремлении привить широким

слоям наcеления Англии свои ценности и идеалы.Значение этого в полной

мере проявилось в ходе социально-политических бурь, пронесшихся над

Европой в конце XVIII - начале XIX вв. Англия оказалась островком

стабильности, сумевшим избежать революций и гражданских войн.Общие

ценности, да еще этика политического компромисса, разработанная, нап-

ример, в трудах Болингброка, оказались более надежным средством уми-

ротворения общества, чем принудительная дисциплина,поддерживаемая си-

лой. В этом и заключается один из основных уроков английского

Просвещения.

Особое место занимает просветительское движение в Шотландии.Ис-

тория общественной мысли в Шотландии ХVIII в. - это история мучитель-

ных поисков выхода из унизительного положения, в котором, по убежде-

нию многих просвещенных шотландцев, оказалась их родина.Продолжать ли

политическую борьбу за восстановление независимости или же служить

отечеству, содействуя его экономическому, социальному и культурному

процветанию? Философ Эндрю Флетчер, "отец" шотландского Просвещения,

дал толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшей иные,

альтернативные войне и политике, методы исполнения гражданами своего

долга перед отечеством.

Просвещение в Шотландии опиралось на мощный интеллектуальный по-

тенциал, которым располагали в середине ХVIII в. университеты Эдин-

бурга, Глазго и Абердина. Среди преподававших там замечательных уче-

ных выделяется философ, историк, экономист Дэвид Юм.Откликаясь на

духовные запросы шотландского общества, он обосновал мысль о том, что

добродетель гражданственна по своей сути, ибо добро - это все, что

полезно людям.

Юма, конечно же, волновала судьба Шотландии,ее культурных тради-

ций в едином британском государстве.Это наложило отпечоток на его

рассуждения об этике взаимоотношений гражданина с обществом и госу-

дарством.Юм считал, что взаимоотношения возникают из тяги людей к

взаимному общению, а также из-за их полезности, поскольку они увели-

чивают возможности удовлетворения потребностей людей.И прежде всего

они призваны обеспечить политическую стабильность, от которой зависит

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие статьи:

Условия бытования пермской культуры в 1990-е годы
Экономический и политический кризис в стране в начале 1990-х повлиял на все сферы жизни общества. В провинции социальные противоречия этого периода были не менее болезненны. На страницах пермской прессы 1990-1997 годов социальная и полити ...

Книга Стендаля «О любви» в свете психологических традиций французской культуры XVII века
Книга «О любви» в известной мере завершает определенный этап интеллектуальной жизни Стендаля, отмеченный решающим влиянием философской рационалистической традиции XVII-XVIII веков. В то же время ее можно рассматривать как своеобразный про ...

Пассивное эпикурейство
Пассивное эпикурейство (пассивно-чувственная культурная ментальность) зиждется на том, что нет никакой истины, кроме ощущений. Систему моральных ценностей пассивной чувственной ментальности можно определить понятиями «аморализм» и «нигили ...