движения Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаменталь-
ных целей и идеалов.Радикализм самого Руссо коренился в его этических
воззрениях.В противоположность философам, считавшим себялюбие и эго-
изм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения лич-
ности благу общества.Руссо писал: "двоякий человек добродетелен, ког-
да его частная воля во всем соответствует общей воле". Добиться этого
соответствия он предлагал политическими методами.В стремлении Руссо
связать мораль с политикой явно различим зародыш тоталитарных теорий
позднейшего времени.
Руссо разделял общую веру просветителей в природу как гармони-
ческую систему, частью которой был человек. Но в отличие от них он
был убежден, что сам человек разрушил это "естественное состояние" и
окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. "Исчезло
равенство, появилась собственнооть . - писал Руссо, - и обширные ле-
са превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать чело-
веческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с
урожаем рабство и нищета". Цивилизация настолько изменила людей, что
отказаться от нее они уже не могут.Но, если нельзя вернуться к ес-
тественному состоянию", то еще можно, устранив чрезмерное неравенс-
тво, восстановить утраченные добродетели. Сделать зто непросто, пото-
му что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы
его низвергнуть: "Восстание, которое приводит к убийству или сверже-
нию с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономер-
ный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался
жизнью и имуществом своих подданных".
Эта мысль вдохновляла поколенйе революционеров конца ХVIII в.,
которое разделяло также отвращение Руссо к себялюбию и эгоистической
морали, а вместе с ним - и ко всему строю, основанному на свободной
игре рыночных сил. Критикуя средневековую регламентацию торгово-про-
мышленной деятельности, Руссо не одобрял и свободу торговли. Он счи-
тал, что государство должно направлять торговлю в промышленность в
соответствии с общим благом, следить за правильным распределением
продуктов питания, денег, товаров. Отрицательное отношение к свободе
торговли имело у Руссо этическое обоснование.Он считал, что торговля,
равно как и другие достижения цивилизации: богатство, наука, искусс-
тва, - способствует порче нравов.Стремясь возродить утраченные добро-
детели, он объявлял их основным носителем "народ", трудящиеся низы
общества, поскольку они меньше всего подверглись пагубному воздейс-
твию цивилизации и поэтому в наибольшей мере сохранили нравственное
здоровье.
Так как простодушный народ не способен понять, в чем заключаются
его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель, предначертания
которого воплощаются в законах и политике государства. От этой мысли
Руссо - шаг до оправдания революционной диктатуры "во имя народа".
Многообразие путей, которыми шло французское Просвещение,сделало
его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки
многих основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма,
столь повлиявших на мировое развитие в XIX-XX вв.
Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречи-
вое явление уже в силу политической раздробленнооти страны и разнооб-
Похожие статьи:
Паоло Учелло
Паоло Учелло (1397—1475) был одним из наиболее характерных мастеров переходного периода. Выйдя из мастерской Гиберти, он работал между 1425 и 1431 гг. в Венеции. Соприкосновение с североитальянской готикой и традициями византийского колор ...
Реформы правления избранной рады
Около 1549 года к власти пришла новая группировка под названием Избранная рада. Одним из видных деятелей, стоявших во главе Избранной рады был священник Селивестр, служивший в Благовещенском соборе Московского Кремля. Автор знаменитого &q ...
Новоегипетский язык. Литература
Амарна явилась переломным моментом в истории новоегипетского языка, и со времени правления Эхнатона он становится языком письменным. Новоегипетский язык в гораздо большей степени отличался от среднеегипетского чем среднеегипетский от ст ...

Разделы