Просвещение

Другая культура » Просвещение

Страница 8

движения Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаменталь-

ных целей и идеалов.Радикализм самого Руссо коренился в его этических

воззрениях.В противоположность философам, считавшим себялюбие и эго-

изм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения лич-

ности благу общества.Руссо писал: "двоякий человек добродетелен, ког-

да его частная воля во всем соответствует общей воле". Добиться этого

соответствия он предлагал политическими методами.В стремлении Руссо

связать мораль с политикой явно различим зародыш тоталитарных теорий

позднейшего времени.

Руссо разделял общую веру просветителей в природу как гармони-

ческую систему, частью которой был человек. Но в отличие от них он

был убежден, что сам человек разрушил это "естественное состояние" и

окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. "Исчезло

равенство, появилась собственнооть . - писал Руссо, - и обширные ле-

са превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать чело-

веческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с

урожаем рабство и нищета". Цивилизация настолько изменила людей, что

отказаться от нее они уже не могут.Но, если нельзя вернуться к ес-

тественному состоянию", то еще можно, устранив чрезмерное неравенс-

тво, восстановить утраченные добродетели. Сделать зто непросто, пото-

му что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы

его низвергнуть: "Восстание, которое приводит к убийству или сверже-

нию с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономер-

ный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался

жизнью и имуществом своих подданных".

Эта мысль вдохновляла поколенйе революционеров конца ХVIII в.,

которое разделяло также отвращение Руссо к себялюбию и эгоистической

морали, а вместе с ним - и ко всему строю, основанному на свободной

игре рыночных сил. Критикуя средневековую регламентацию торгово-про-

мышленной деятельности, Руссо не одобрял и свободу торговли. Он счи-

тал, что государство должно направлять торговлю в промышленность в

соответствии с общим благом, следить за правильным распределением

продуктов питания, денег, товаров. Отрицательное отношение к свободе

торговли имело у Руссо этическое обоснование.Он считал, что торговля,

равно как и другие достижения цивилизации: богатство, наука, искусс-

тва, - способствует порче нравов.Стремясь возродить утраченные добро-

детели, он объявлял их основным носителем "народ", трудящиеся низы

общества, поскольку они меньше всего подверглись пагубному воздейс-

твию цивилизации и поэтому в наибольшей мере сохранили нравственное

здоровье.

Так как простодушный народ не способен понять, в чем заключаются

его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель, предначертания

которого воплощаются в законах и политике государства. От этой мысли

Руссо - шаг до оправдания революционной диктатуры "во имя народа".

Многообразие путей, которыми шло французское Просвещение,сделало

его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки

многих основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма,

столь повлиявших на мировое развитие в XIX-XX вв.

Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречи-

вое явление уже в силу политической раздробленнооти страны и разнооб-

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Рельефный и скульптурный декор высотных зданий
Победоносное завершение нашим народом Великой Отечественной войны приводит к дальнейшему развитию монументальной и станковой скульптуры, увековечивающей образы героев, боровшихся за свободу и независимость своей отчизны. Наступает новый э ...

Романское искусство
Термин "Романский стиль", возникший в XIX в. при­меняется к западноевропейскому искусству X-XII вв. (в ряде стран — XIII в.). . Широкое распространение в романском искусстве получила монументальная скульптура (особен­но рельеф) ...

Искусство времени Эхнатона и его преемников
Конец XVIII династии — это период, имевший совершенно исключительное значение в истории египетского искусства. Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и тесно связанного с ней жречества; это обогащение ...