Просвещение

Другая культура » Просвещение

Страница 3

принцип законности, согласно которому "ни для одного человека, нахо-

дящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из

законов этого общества".

Взгляды Локка в значительной мере воплотилисъ в политическом

строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреп-

лены основные права и свободы граждан, представительное правление,

религиозная терпимость, неприкосновенность собственности.Тем самым

обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общест-

венном развитии, включая рост предпринимательской активности, повыше-

ние благосостояния,дальнейшую демократизацию государственного и об-

щественного строя.Все это в полной мере соответствовало целям

просветителей.Поэтому их внимание было приковано не столько к полити-

ке, сколько к частной жизни граждан.Это отразила этика английского

Просвепцения,так же в основных чертах разработанная Локком.Понятия

добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в фи-

зическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят

эти понятия с требованиями повседневной жизни,то и правила, регулиру-

ющие их отношения, долж-ы отличаться удобством, целесообразностью и

полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в На-

горной проповеди.

В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив лич-

ного преуспевания, Локк подчеркивал: "Мы рождаемся на свет с такими

способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти

любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того,

что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может

сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенс-

тву". Просвещение способствовало закреплению в характере англичан та-

ких черт, как предпримчивость, изобретательность, практицизм.

Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Прос-

вещение безусловно признавало и право каждого человека преследовать

свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение

философа XVII в. Томаса Гоббса об згоистической природе человека, ко-

торое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один

из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей явля-

ется производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что

иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу

за жизненные средства, против сил природы и противостоящих ему инте-

ресов других людей.Из деятельности, направленной на самосохранение,

Мандевиль выводил и пороки эгоизма,рассматривая их как величайшее

благо для общества в целом. В своей "Басне о пчелах он проиллюстриро-

вал зту мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс

"Пороки частных лиц - благо для общества" отражал реальности рыночной

экономики.

Как ни cоблазнительна была эта апология эгоизма, все же она не

вселяла в англичан уверенности в том, что стремление к личному преус-

певанию не приведет к саморазрушению общества. Просвещение столкну-

лось со сложной этической проблемой:как погасить разрушительную инер-

цию эгопзма? Как обеспечить порядок в индивидуалистическом обществе?

Английские просветители сделали многое, чтобы решить зту проблему не

только теоретически, но и практически.

Они не закрывали глаза на общественное неравенство людей, сводя

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Иверский монастырь
Памятникам зодчества Новгородской области принадлежит почетное место среди лучших произведений русской культуры. Одной из замечательных особенностей творчества древних мастеров было умение выбрать для создания рук своих самое лучшее, выго ...

Книга Стендаля «О любви» в свете психологических традиций французской культуры XVII века
Книга «О любви» в известной мере завершает определенный этап интеллектуальной жизни Стендаля, отмеченный решающим влиянием философской рационалистической традиции XVII-XVIII веков. В то же время ее можно рассматривать как своеобразный про ...

Новые технологии в библиотечном деле
Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение её источников, поскольку эти обе задачи вбирают в себя почти все остальные. Библиотекаря же ...