Просвещение

Другая культура » Просвещение

Страница 3

принцип законности, согласно которому "ни для одного человека, нахо-

дящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из

законов этого общества".

Взгляды Локка в значительной мере воплотилисъ в политическом

строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреп-

лены основные права и свободы граждан, представительное правление,

религиозная терпимость, неприкосновенность собственности.Тем самым

обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общест-

венном развитии, включая рост предпринимательской активности, повыше-

ние благосостояния,дальнейшую демократизацию государственного и об-

щественного строя.Все это в полной мере соответствовало целям

просветителей.Поэтому их внимание было приковано не столько к полити-

ке, сколько к частной жизни граждан.Это отразила этика английского

Просвепцения,так же в основных чертах разработанная Локком.Понятия

добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в фи-

зическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят

эти понятия с требованиями повседневной жизни,то и правила, регулиру-

ющие их отношения, долж-ы отличаться удобством, целесообразностью и

полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в На-

горной проповеди.

В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив лич-

ного преуспевания, Локк подчеркивал: "Мы рождаемся на свет с такими

способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти

любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того,

что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может

сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенс-

тву". Просвещение способствовало закреплению в характере англичан та-

ких черт, как предпримчивость, изобретательность, практицизм.

Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Прос-

вещение безусловно признавало и право каждого человека преследовать

свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение

философа XVII в. Томаса Гоббса об згоистической природе человека, ко-

торое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один

из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей явля-

ется производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что

иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу

за жизненные средства, против сил природы и противостоящих ему инте-

ресов других людей.Из деятельности, направленной на самосохранение,

Мандевиль выводил и пороки эгоизма,рассматривая их как величайшее

благо для общества в целом. В своей "Басне о пчелах он проиллюстриро-

вал зту мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс

"Пороки частных лиц - благо для общества" отражал реальности рыночной

экономики.

Как ни cоблазнительна была эта апология эгоизма, все же она не

вселяла в англичан уверенности в том, что стремление к личному преус-

певанию не приведет к саморазрушению общества. Просвещение столкну-

лось со сложной этической проблемой:как погасить разрушительную инер-

цию эгопзма? Как обеспечить порядок в индивидуалистическом обществе?

Английские просветители сделали многое, чтобы решить зту проблему не

только теоретически, но и практически.

Они не закрывали глаза на общественное неравенство людей, сводя

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Основные элементы культуры
Культура включает в себя три вида элементов: 1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культ ...

Эра радио
В 1925 году Телерадиовещательная компания Токио (предшественник NHK) начала своё вещание. И в том же самом году 12 студентов, участвовавших в постановке, стали первыми сейю в Японии - именно так они себя назвали, но в газетных заметках то ...

Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма
Возникновение замысла (идеи) произведения у художника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Работая над новой идеей, формой будущего произведения художник обращается к различным источникам творческого проц ...