Просвещение

Другая культура » Просвещение

Страница 10

принципу Кант противопоставлял императивное истолкование нравствен-

ности: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в

своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не

относился бы к нему только как к средству". Объявляя личность само-

целью общественной организации, Кант боролся с представлениями, дос-

таточно широко распространенными в Пруссии, об оправданности безого-

ворочного подчинения личности государотвенным интересам.

Французская революция и вызванные ею социально-политические ка-

таклизмы рубежа ХVIII-ХIХ вв, на европейском континенте похоронили

веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прог-

ресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро

политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие груп-

пировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная крити-

ка его целей и идеалов за то,что они внесли в умы людей путаницу, а в

общество - смуту, нарушившие нормальное, естественное, органичное

развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправи-

лось. Оно внезапно сошло со сцены, заставив потомков ломать голову

над вопросом: так в чем же заключалось его историческое предназначе-

ние?

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Похожие статьи:

Перспектива художественной культуры в переходный период
Ядро художественной культуры- искусство. По субъекту создания искусство может быть разделено на следующие группы: народное художественное творчество, самодеятельное искусство и профессиональное художественная деятельность. Народное худо ...

Эстетические представления Лафонтена в художественной рефлексии русских писателей последней трети XVIII века
Имя Ж. де Лафонтена тесно связано с русской культурой ХVIII в., и различия в восприятии его творчества на разных этапах весьма симптоматичны. Начальный период освоения, пришедшийся на 1740-е - 1770-е гг., при всех оговорках, связан с доми ...

Книга Стендаля «О любви» в свете психологических традиций французской культуры XVII века
Книга «О любви» в известной мере завершает определенный этап интеллектуальной жизни Стендаля, отмеченный решающим влиянием философской рационалистической традиции XVII-XVIII веков. В то же время ее можно рассматривать как своеобразный про ...