Образ политического лидера в русском фольклоре

Другая культура » Образ политического лидера в русском фольклоре

Страница 1

Комплекс русских народных сказок, пословиц и поговорок представляет бесценный материал для изучения отечественной политической культуры.В нем отражены архаические представления русского народа об идеальном политическом лидере, его чертах, образе действий. Можно выдвинуть предположение, что сказки, пословицы и поговорки имели наибольшее значение для формирования массового сознания именно в патриархально-крестьянской среде. Учитывая, что Россия долгое время оставалась аграрной страной, возможно условно считать эти представления характерными в целом для отечественной политической культуры с древнейших времен до конца XIX в. В последующие годы идеал политического лидера в общественном сознании эволюционировал, хотя отголоски фольклорного образа сохранились.

При изучении феноменов массового сознания следует учитывать К. Юнга об архетипах – коллективном бессознательном. Не вдаваясь в ее рассмотрение, следует заметить, что определенный пласт детского мировосприятия, не утрачиваемый по мере взросления, составляют сказки, в том числе и анализируемые ниже. В качестве источников использовались фольклорные единицы, составляющие микроскопическую часть богатейшего наследия народного творчества. Были отобраны те пословицы, поговорки и сказки, общеизвестность которых указывает на их живучесть и некоторую актуальность.

В статье предпринята попытка выяснить, какими чертами наделяет идеального политического лидера русский фольклор. Для анализа выбирались пословицы и сказки, в которых присутствует герой, находящийся у управления государством или потенциально готовый для этой роли.

Для политической культуры крестьянско-феодальной России были характерны созерцательность, мифотворчество, восприятие на эмоционально-чувственном уровне, знания-представления. Образ лидера, носителя власти, неизбежно должен был стать основным из компонентов ценностных ориентаций, составляющих политическую культуру России патриархальной. Этому способствовали такие факторы, как: корпоративность и иерархичность феодального общества на всех уровнях, (от внутрисемейного до общегосударственного), что создавало ориентированность на авторитет вышестоящего лица; идеология Российского государства, проводимая через церковь: царь – помазанник Божий; неразвитость политической коммуникации (огромная роль устного народного творчества); традиционность феодального уклада, вера в наличие неизменных основ; исторические условия России, способствовавшие укреплению верховной власти, которая ассоциировалась с ее носителем – политическим лидером.

Анализ фольклора показывает яркую картину цельного образа политического лидера, сформировавшегося в народном сознании под воздействием вышеперечисленных факторов.

Целый комплекс пословиц связывает политическое лидерство (царя) с божественной волей: В патриархальном сознании царь – компонент мироздания, состоящего из сферы небесной и земной. Центр небесной сферы – Бог, земной – Царь. Между ними неразрывная связь подчинения и благодати, так как земное бытие подчинено небесному и по форме должно быть подобно ему: “Бог батька, государь – дядька”; “Что бог, то бог, а свята и воля царская”; “Царь от бога пристав”.

На царя возлагается моральное обязательство не противоречить божественным установлениям, так как противное может грозить небесной карой всему народу: “ За царское согрешение бог всю землю казнит, за угодность милует”, “Коли царь бога знает, бог и царя и народ знает”.

Таким образом, наличие носителя власти воспринимается как незыблемое, неземное правило. Есть царь, потому что существует мир. Отсюда следует, что в народном восприятии политический лидер изначально наделялся сверхъестественными чертами. Он обладал божественной благодатью, с ее помощью выполнял приписываемые ему функции. Но при этом царь и сам не должен противоречить христианским нормам поведения, так как он отвечает перед богом за свой народ. Таким образом, в фольклоре, хоть и в своеобразной форме, выразилась идея ответственности политического лидера за жизни людей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Микенское искусство
Замкнутый, воинственный характер микенцев сказался на выборе мест для основания их городов - уединенных крепостей в городах. В отличие от критских суров и образ самих городов, которые обнесены мощными стенами, превратившими их в настоящие ...

Фокстрот
Год создания: 1913 Полное название танца - медленный фокстрот (первоначальный "фокстрот" несколько отличается от современного). Этот танец танцуется в ритме 4/4 и темпе 120 ударов в минуту. Фокстрот - один из наиболее естествен ...

Творчество С.Лорен
Софи Лорен (род. 9 сентября 1934) София - по-гречески мудрость. София Шиколоне появилась на свет 9 сентября 1934 года в римском госпитале для неимущих. Ее мать, Ромильду Виллани, неудавшаяся провинциальная актриса, а теперь еще и мать-од ...