Изображение певцов и песнопений в древнерусском искусстве

Другая культура » Изображение певцов и песнопений в древнерусском искусстве

Страница 1

Псалмы, стихиры, гимны находили отражение в иконографических сюжетах, как бы обрисовывались в иконописи. Иногда на иконах изображался процесс пения, певцы, святые в виде певцов и даже простой народ в позах моления и пения. В западной иконографии можно встретить поющих ангелов, святых, например св. Цицилию, играющую на органе, но обычно не встречаются изображения простых, не канонизированных певцов, как это бывает на византийских и русских иконах и фресках. Изображение пения можно встретить также и в шитье, в миниатюрах древних книг, в певческих книгах, в Псалтыри.

В Киевской псалтыри — прекрасной пергаменной рукописи, написанной в Киеве в 1397 г., есть множество изображений певцов и песнопений, поскольку Псалтырь — это книга, которую не только читали нараспев, но и пропевали за богослужением. Создатель Псалтыри царь Давид в Библии в первой Книге Царств назван лучшим певцом своего времени. В Псалтыри Давид многократно изображен поющим Богу свои псалмы.

Но, к нашему удивлению, он предстает без музыкального инструмента в руках (как это стало типичным в поздних рукописях и в печатных Псалтырях). Давид изображается в позе моления и пения. Его руки приподняты и обращены к небу. Однако в тех случаях, когда псалом приобретает характер хваления и благодарения, чувства передаются более экспрессивно. Например, на словах "Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса" Давид восхваляет Бога с воздетыми руками. Однако в Псалтыри чаще встречается поза моления с вытянутыми вперед руками, которая означает одновременно и моление и пение, в чем мы убедимся, посмотрев другие иконографические сюжеты, изображающие пение на иконах. Как известно, древнееврейское богослужение шло под сопровождение музыкальных инструментов. Инструменты, допускавшиеся в древнееврейский храм, перечислены в 150-м псалме: наряду с хорами (лики) там звучали трубы, органы, псалтырь, разные виды тимпанов и проч. В Киевской псалтыри не воспроизведен весь названный инструментарий. Художник ограничился изображением небольшого ансамбля. Очень красочно представлены в Киевской псалтыри три музыканта, иллюстрирующие 150-й псалом. На миниатюре три музыканта, в центре — певец, который в характерном для евреев обычае поет и одновременно танцует. Справа от него — тамбурист, музыкант слева играет на тарелочках1. На следующем, 205-м листе помещена вторая миниатюра этого цикла. На ней изображен Давид, играющий на гуслях, — встречается в Киевской псалтыри лишь один раз. Он представлен в образе доброго пастыря, сидящего на скале и играющего на прямоугольных гуслях. Вокруг него мирно пасутся стада.

Интересен цикл миниатюр Киевской псалтыри, изображающий библейские песни, послужившие в византийской гимнографии источником для одного из главных церковных жанров — канона, созданного Андреем Критским и развитого в творчестве Иоанна Дамаскина, Косьмы Маюмского и других гимнографов. Все авторы библейских песен или поющие их изображены в позе пения.

Первая песня, озаглавленная "Песнь первая сестры Моисеевы и Ароновы Мариами", имеет две иллюстрации. Первая изображает переход через "Чермное море". Израильтяне, руководимые Моисеем, пересекают море. Фараоновы войска гибнут, народ, видя это чудо, воспевает песнь Богу (их руки в позе пения): "Помощник и покровитель бысть мне во спасение. Се Бог мой, и прославлю Его ."

Другая иллюстрация этого же события представляет песнь женщин. Пророчица Мариам с другими женщинами под звуки трубы, тимпана и тарелок, танцуя, поет песнь: "Поим Господеви, славно бо прославися". Пророчица Анна и пророк Аввакум также воспевают песнь благодарения в позе моления и благодарения.

Пророк Иона, который выходит из чрева кита, благодарный за свое спасение, поет песнь, вздымая руки, как у предыдущих певцов.

Песнь трех отроков — "Благословен ты, Господи, Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки" — изображена в соответствии с текстом Книги пророка Даниила. Три отрока ввержены в пещь огненную. Воспевая песнь Богу, они получают спасение от пламени. Ангел орошает их. Руки у двух крайних отроков слегка расставлены и протянуты вперед, средний прижимает левую руку к сердцу, а правой, по-видимому, делает хейрономические знаки, вероятно, он главный из трех певцов. Два крайних певца смотрят на него.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Итальянский политический фильм 60-х - 70-х гг. Анализ фильма «Виридиана»
Один из лучших фильмов Бунюэля, получивший "Золотую пальмовою ветвь" на Каннском международном фестивале 1961 года. Глубоко верующая героиня фильма Виридиана (Пиналь) от всей души готова помогать нищим и убогим. Но жизнь преподн ...

Памятник Г.К. Жукову
Георгий Константинович Жуков внес огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией. Благодаря его умелым действиям гитлеровцы былиразгромлены. К пятидесятилетию победы на Манежной площади был воздвигнут памятник этому тала ...

Изменения в хозяйственной культуре в процессе хозяйствования
Принадлежность индивида к касте строго определяется его кармой. В отличие от протестантизма, в индуизме отсутствует произвол Бога, случайность, каждый человек занимает свое место в кастовой системе в точности в соответствии с совокупность ...