Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 8

В Русском Музее хранится три пелены с образом "Смоленской" Божией Матери. Происхождение двух не установлено, третья - из московской мастерской. Эта пелена XVI века имеет небольшой размер, она вставлена в раму, украшенную басмой. Образ Богоматери с Младенцем вышит по ярко-малиновому атласу. Лики выполнены желтоватым шёлком "атласным швом" "по форме", без теней; одежды – золотными и серебряными нитями "в прикреп". Орнамент на нимбе Марии шит "по настилу".

Из Патриаршей ризницы в 1920 году в собрание Кремля поступила пелена, которая была обозначена "Богоматерью Одигитрией" работы московской мастерской конца XVI века. Голубая сканая с серебром нить на рубашке Младенца позволяет определить её как "Смоленскую", что подтверждается и песнопением этой иконе на кайме пелены. Её иконография следует традиции. Лики Марии и Христа – своеобразные, с тонкими бровями, набухшими веками, складками под глазами, абрисом, подчёркнутым линией, идущей от верхнего века; у Младенца – необычно высокий лоб. Личное шито слабокрученым шёлком песочного цвета "в раскол" "по форме" с небольшими сероватыми оттенениями. Черты ликов, волосы Младенца, складки одежд и другие детали прошиты тёмно-коричневым. Мафорий Марии и гиматий Христа шиты прядёным золотом с тонкой красной прикрепой швом "черенок", нимбы – швами "ягодка" и "двойная ягодка", хитоны - сканым серебром с голубым шёлком, свиток и монограммы на фоне – серебряной прядёной нитью. На каймах из коричневой камки вязью выложен тропарь "К Богородице прилежно ныне притецем…"

От XVII века в кремлёвской коллекции имеется пелена "Одигитрия Смоленская", вложенная в Вознесенский монастырь. Впервые она упоминается А. Пшеничниковым: "Форма шитья и слог тропарей, взятых из старопечатных церковных книг, достаточно показывают происхождение её не позднее 17 века". Небольшой набор золотных швов, выполненных частично шёлковыми нитями, отсутствие детализации в одеждах, умеренное оттенение в ликах, примитивность черт лика Младенца с оттопыренными круглыми ушками и выпученные глаза Марии и при этом правильные пропорции фигур, тонкие пальцы рук свидетельствуют, что произведение выполнено по прориси хорошего художника, скорее всего в провинциальной мастерской. Особенностью изображения является одежда Младенца, составляющая единое, перетянутое поясом одеяние, вместо хитона и гиматия. Полностью повторяя иконографию пелены XV века, описываемая пелена следует и этой её детали, но одежда Младенца шита не синим шёлком, а прядёным золотом. Складки на одеждах не обозначены. Личное шито тонким слабокрученым шёлком песочного цвета "атласным" швом с более тёмными оттенениями. Черты ликов, контуры рук, очелье и ворот у Богоматери шиты тёмно-коричневым шёлком; волосы Младенца с тонкими прядями на лбу и висках, брови и глаза – тёмно-зелёным. Тонкой красной полоской прочерчены губы. Мафорий Марии выполнен толстыми кручёными шёлковыми нитями песочного цвета золотным швом ("двойная ягодка") с коричневой прикрепой, хитон – синим шёлком с песочной прикрепой ("черенок"), каймы мафория, а также нимбы, - прядёным золотом. На зарукавьях Богоматери и на нимбах синелью вышиты цветные камни, а рельефными золотными нитями – звёзды на очелье и плече Марии и монограммы на фоне. Внизу под изображением по фону чёрным шёлком сделана надпись: "Сия пелена дана в дом Вознесения христова". На каймах малинового атласа вязью идёт тропарь к "Смоленской" иконе.

Интересный памятник провинциального шитья хранится в Муромском музее. Вкладная надпись, сделанная на нижнем поле между изображениями святых, гласит: "Сию пелену приложил Абрам Семенов сын Черкасов". Даты вклада нет, как и не указано его место. По всей вероятности, это местная работа, свидетельством чему служит имя вкладчика – известного муромского купца гостиной сотни Абрама Черкасова. Он, его братья и отец были ктиторами муромского девичьего Воскресенского монастыря. Род их значится в синодиках муромских церквей и монастырей и в других документах. На их основании О. А. Сухова датирует пелену 1650-1660-ми годами. На среднике её изображена Богоматерь типа "Смоленская". Вверху в полукруге – "Ветхозаветная Троица", рядом – поясные архангелы Михаил и Гавриил, и апостолы Пётр и Павел. Слева и справа на каймах – Никола, Иоанн-Богослов, св. князь Фёдор, Алексей человек Божий, князь Пётр, мученик Никита, княгиня Феврония, Иоанн Юродивый. На нижней кайме – князь Владимир, Мария Магдалина, Тихон, Феодосия девица и Авраамий Затворник. Большинство из перечисленных святых соименны членам рода Черкасовых.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие статьи:

Феномен маргинальности в культуре
Понятие маргинальности в нашей научной литературе в отличие от западной (введено американским социологом Р. Парком) появилось сравнительно недавно. Очень скоро оно распространилось и без всяких на то оснований стало употребляться с явным ...

Искусство эпохи возрождения
Эпоха Возрождения — одна из самых впечатляющих страниц в истории мирового искусства. Она охватывает около трех столетий (XIV - XVI вв.). В сравнении с эпоха­ми Древнего мира (около 5000 тысяч лет), средневековья (около 1000 лет), Возрожде ...

Школьная реформа
Требования капиталистического развития, усиление общественно политического движения вынудили царизм провести школьную реформу, которая способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы для поступающих в высшие и ...