Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 8

В Русском Музее хранится три пелены с образом "Смоленской" Божией Матери. Происхождение двух не установлено, третья - из московской мастерской. Эта пелена XVI века имеет небольшой размер, она вставлена в раму, украшенную басмой. Образ Богоматери с Младенцем вышит по ярко-малиновому атласу. Лики выполнены желтоватым шёлком "атласным швом" "по форме", без теней; одежды – золотными и серебряными нитями "в прикреп". Орнамент на нимбе Марии шит "по настилу".

Из Патриаршей ризницы в 1920 году в собрание Кремля поступила пелена, которая была обозначена "Богоматерью Одигитрией" работы московской мастерской конца XVI века. Голубая сканая с серебром нить на рубашке Младенца позволяет определить её как "Смоленскую", что подтверждается и песнопением этой иконе на кайме пелены. Её иконография следует традиции. Лики Марии и Христа – своеобразные, с тонкими бровями, набухшими веками, складками под глазами, абрисом, подчёркнутым линией, идущей от верхнего века; у Младенца – необычно высокий лоб. Личное шито слабокрученым шёлком песочного цвета "в раскол" "по форме" с небольшими сероватыми оттенениями. Черты ликов, волосы Младенца, складки одежд и другие детали прошиты тёмно-коричневым. Мафорий Марии и гиматий Христа шиты прядёным золотом с тонкой красной прикрепой швом "черенок", нимбы – швами "ягодка" и "двойная ягодка", хитоны - сканым серебром с голубым шёлком, свиток и монограммы на фоне – серебряной прядёной нитью. На каймах из коричневой камки вязью выложен тропарь "К Богородице прилежно ныне притецем…"

От XVII века в кремлёвской коллекции имеется пелена "Одигитрия Смоленская", вложенная в Вознесенский монастырь. Впервые она упоминается А. Пшеничниковым: "Форма шитья и слог тропарей, взятых из старопечатных церковных книг, достаточно показывают происхождение её не позднее 17 века". Небольшой набор золотных швов, выполненных частично шёлковыми нитями, отсутствие детализации в одеждах, умеренное оттенение в ликах, примитивность черт лика Младенца с оттопыренными круглыми ушками и выпученные глаза Марии и при этом правильные пропорции фигур, тонкие пальцы рук свидетельствуют, что произведение выполнено по прориси хорошего художника, скорее всего в провинциальной мастерской. Особенностью изображения является одежда Младенца, составляющая единое, перетянутое поясом одеяние, вместо хитона и гиматия. Полностью повторяя иконографию пелены XV века, описываемая пелена следует и этой её детали, но одежда Младенца шита не синим шёлком, а прядёным золотом. Складки на одеждах не обозначены. Личное шито тонким слабокрученым шёлком песочного цвета "атласным" швом с более тёмными оттенениями. Черты ликов, контуры рук, очелье и ворот у Богоматери шиты тёмно-коричневым шёлком; волосы Младенца с тонкими прядями на лбу и висках, брови и глаза – тёмно-зелёным. Тонкой красной полоской прочерчены губы. Мафорий Марии выполнен толстыми кручёными шёлковыми нитями песочного цвета золотным швом ("двойная ягодка") с коричневой прикрепой, хитон – синим шёлком с песочной прикрепой ("черенок"), каймы мафория, а также нимбы, - прядёным золотом. На зарукавьях Богоматери и на нимбах синелью вышиты цветные камни, а рельефными золотными нитями – звёзды на очелье и плече Марии и монограммы на фоне. Внизу под изображением по фону чёрным шёлком сделана надпись: "Сия пелена дана в дом Вознесения христова". На каймах малинового атласа вязью идёт тропарь к "Смоленской" иконе.

Интересный памятник провинциального шитья хранится в Муромском музее. Вкладная надпись, сделанная на нижнем поле между изображениями святых, гласит: "Сию пелену приложил Абрам Семенов сын Черкасов". Даты вклада нет, как и не указано его место. По всей вероятности, это местная работа, свидетельством чему служит имя вкладчика – известного муромского купца гостиной сотни Абрама Черкасова. Он, его братья и отец были ктиторами муромского девичьего Воскресенского монастыря. Род их значится в синодиках муромских церквей и монастырей и в других документах. На их основании О. А. Сухова датирует пелену 1650-1660-ми годами. На среднике её изображена Богоматерь типа "Смоленская". Вверху в полукруге – "Ветхозаветная Троица", рядом – поясные архангелы Михаил и Гавриил, и апостолы Пётр и Павел. Слева и справа на каймах – Никола, Иоанн-Богослов, св. князь Фёдор, Алексей человек Божий, князь Пётр, мученик Никита, княгиня Феврония, Иоанн Юродивый. На нижней кайме – князь Владимир, Мария Магдалина, Тихон, Феодосия девица и Авраамий Затворник. Большинство из перечисленных святых соименны членам рода Черкасовых.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие статьи:

Фрески Кастельсеприо
Рождество Христово. Фреска. Кастельсеприо. VI-VII вв.('Nativite'. Fresque. Castelseprio. VI-Vile s.s.) В 1944 году в местечке Кастельсеприо, в окрестностях Милана, неподалеку от монастыря Кастильоне д'Олона с его знаменитыми фресками М ...

Российские часословы
В российских музеях есть немало экземпляров Часословов созданных русскими мастерами. И хотя они были не столь богаты своими внешними данными и изобразительными рядами, они представляют собой не малую историческую и культурную ценность. Па ...

Леонардо да Винчи
В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Всеобъем­лющий характер деятельности это­го великого художника и учёного стал ясен толь ...