С XV века русские варианты иконографии "Одигитрии" получали наименования, связанные с местами их особого почитания: "Смоленская", "Тихвинская", "Седмиезерская" и другие.
В XV веке в Московском Кремле наряду с иконой из Вознесенского монастыря почитался и другой список константинопольской святыни - "Одигитрия Смоленская", восходящий к чтимой иконе города Смоленска. Древних письменных свидетельств о смоленской святыне не зафиксировано. В церковной литературе XIX – начала XX века излагается версия о принесении иконы на Русь в 1046 году греческой царевной Анной, выданной замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. После смерти Всеволода икона перешла по наследству к его сыну Владимиру Мономаху. В 1101 году он построил в Смоленске Успенский собор и поставил в нём греческую икону Богородицы, получившую после наименование "Смоленской".
В повести конца XV века "О пречистой Смоленской", включённой в Московский летописный свод, рассказывается, что "в лето 6964" (1456) в январе месяце к великому московскому князю Василию прибыл смоленский владыка Мисаил с просьбой отпустить чудотворную икону Богородицы, которую взял пленом Юрга. Юрга (Юрий Лугвеньевич из рода Гедиминовичей) был, вероятно, служилым новгородским князем. В 1440 году он вернулся из Новгорода в Литву. Великий литовский князь Казимир Ягайлович дал ему в удел Мстиславль, Кричев и другие города и волости. Возгордившись, Юрий занял смоленский престол, но в том же году, увидев "свою неразсудную дерзость" и убоявшись "страхом велиим" великого князя Казимира, "избеже на Москву". С собой он увёз много икон, и среди них была древняя святыня Смоленска. Таким образом, оказывается, что "Богоматерь Смоленская" находилась в Московском Кремле с 1440 по 1456 год. Князь Василий, посоветовавшись со своими боярами, митрополитом Ионой и другими святителями, решил, что чудотворный образ и прочие пленные иконы необходимо возвратить. Из них митрополит Иона попросил оставить одну икону "Владычица со Младенцом…" Эта икона была излюбленным богородичным образом великокняжеской семьи и, вероятно, изображала "Богоматерь Одигитрию". Н. А. Маясова отождествила её с небольшой византийской иконой XIV века в серебряном окладе, происходящую из собрания Благовещенского собора и ныне находящуюся в экспозиции Оружейной палаты. А с Божией Матери "Смоленской" сняли меру и назнаменовали образ, который также остался в Москве. Именно возвращение древней иконы повлекло за собой её новое почитание в копиях-списках. Смоленская святыня не сохранилась. Список из Благовещенского собора Московского Кремля отличается вертикальным положением свитка в руке Младенца и отсутствием образов архангелов. Вероятно, это было свойственно и чудотворной "Смоленской Одигитрии".
Возможно, в описанном выше событии могла принимать участие великая княгиня Мария Борисовна (Тверитянка), первая жена великого князя Ивана III, в мастерской которой была вышита пелена с образом Богоматери Одигитрии "Смоленской" в среднике и святыми на полях, которая предназначалась для оставленной в 1456 году в Благовещенском соборе древней иконы. Она является одной из ранних сохранившихся русских подвесных пелен к иконам, а также интересным историческим памятником.
На среднике по камке песочного цвета вышито поясное изображение Богоматери. Её тёмные глаза задумчиво смотрят поверх головки Сына, сидящего на Её левой руке, другая рука прижата к груди. Младенец сидит прямо, держит свиток на коленях; благословляющая правая рука отведена в сторону. Из-под одежды видны ступни Его ножек. Иконографической особенностью данной пелены является синий цвет Его одежд. Л. С. Ретковская считала голубую или зелёную рубашечку Младенца отличительным признаком типа "Одигитрия Смоленская". Но синий или зелено-голубой хитон Младенца встречается и на иконах другого типа.
Похожие статьи:
Взаимодействие городских властей и деятелей культуры
Девяностые начались политическим и экономическим кризисом в стране. Это не могло не отразиться и на жизни провинции. Культура и искусство, освободившись от государственного диктата, перестали получать и финансовую поддержку от государства ...
Вечевой новгородский колокол
О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В его судьбе кроме явно вымышленного, фантазийного или сильно переосмысленного с течением веков, много и реального, исторически оправданного. В 1478 году, желая лишить Новгород самостоятель ...
Генрих Гейне. Биография и творчество
Генрих Гейне (Heinrich Heine) (1797–1856), немецкий поэт и прозаик, критик и публицист, которого ставят в один ряд с И.В.Гёте, Ф.Шиллером и Г.Э.Лессингом. Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в семье обедневшего еврейского купца Самсона ...
Разделы