Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 12

Икона Божией Матери "Одигитрия Казанская" является списком с чтимого образа царьградского Влахернского монастыря. Она была явлена в 1579 году в Казани после пожара, уничтожившего часть города. На том месте, где начался пожар, стоял дом стрельца, девятилетней дочери которого явилась во сне Богородица и указала ей на пепелище сгоревшего дома, под которым скрылась Её икона. Сначала рассказу девочки Матроны никто не поверил, но после третьего видения её мать и она взяли заступ и стали рыть землю на указанном месте. И ими была обретена икона Богоматери с Младенцем. К ней немедленно устремилось множество народа, вслед за этим последовали и чудеса от явленной иконы. О происшедшем доложили царю Ивану IV Васильевичу, который приказал на месте обретения святыни построить храм во имя неё и устроить женский монастырь. Матрона приняла постриг с именем Мавры, а впоследствии стала первой настоятельницей этого монастыря. Известно множество списков почитаемого образа.

Шитые подвесные пелены к Казанской иконе и её спискам появляются вскоре после её обретения, и были они многочисленны. Распространению их, возможно, способствовало чудо, которое произошло от пелены у явленного образа: слепой инок Иосиф после окропления его святой водой отёрся пеленой и получил исцеление.

Древнейшая пелена с образом "Богоматери Казанской" происходит из Казанского девичьего монастыря, где хранилась обретённая святыня. Сейчас она находится в музее Татарстана и является значительным памятником коллекции. Вероятно, она была создана в Казани в конце XVI века и предназначалась для чудотворной иконы. Образ на пелене очень выразителен. Огромные скорбные глаза Марии устремлены в пространство. Фон средника пелены из светло-зелёной тафты, каймы – из малинового шёлка. Нимб Богоматери выходит за приделы средника. Личное шито некручёным шёлком "в раскол". Коричневым шёлком оттенён абрис ликов, глаза, тени на верхней губе и подбородке. Одежды Богоматери выполнены кручёным шёлком, складки и кайма мафория выделены золотной нитью, у Младенца – прядёным золотом "в прикреп". На каймах "по верёвочке" серебряной нитью шит тропарь: "Заступи милосердная Мати Бога Всевышняго за всех молиша Сына Твоего Христа Бога нашего всем".

В собрании Русского музея хранится пять пелен с изображением "Богоматери Казанской". Три из них также датируются концом XVI века.

Первая пелена поступила в музей в 1930 году из Фонтанного дома Шереметевых. Она шита по тёмно-красному атласу и имеет кисти. Шитьё выполнено преимущественно золотными и серебряными нитями "в прикреп". Лики шиты песочного цвета шёлком атласным швом "по форме", с тенями. На мафории Богоматери – две розетки, украшенные жемчугом, изумрудом и бирюзой. Буквы на нимбе Младенца также выложены жемчугом.

Вторая пелена происходит из коллекции Н. Л. Шабельской. Помимо Богоматери с Младенцем на ней изображены два неизвестных святых. Фоном служил тёмно-красный шёлк, сохранившийся только под изображениями. Фрагменты были вырезаны и наложены на новый холст. Шитьё выполнено в основном сканью "в прикреп". Лики шиты шёлком телесного цвета "по форме", без теней.

Третья пелена "Богоматерь Казанская" с Гурием и Варсонофием Казанскими на полях поступила в 1938 году из музея Штиглица. Шитьё выполнено по красному атласу серебряными нитями "в прикреп" и шелками атласным швом. Лики шиты желтоватого цвета шёлком "по форме", без теней. Орнамент на нимбе Марии шит высоким швом по настилу.

От начала XVII века в Русском музее находится пелена, полученная также из собрания Н. Л. Шабельской. Её средник шит по красному атласу преимущественно золотными и серебряными нитями "в прикреп", кайма – по зелёному. Лики выполнены сероватым шёлком "в раскол" "по форме", с небольшими притенениями, их черты обозначены тёмно-коричневым. Контуры фигур обнизаны жемчугом.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Похожие статьи:

Искусство Артсена
В эти годы творчество Артсена обнаруживает различные тенденции. Он исполняет чисто жанровые работы (самый очевидный, но и единственный пример — «Мать с ребенком»; Антверпен, Антиквариат), работы, монументализирующие отдельный образ кресть ...

Русская классическая проза на сцене Большого драматического театра в ХХ веке
Театр XX века своими успехами во многом обязан русской классической прозе. Большой мир классики пришел на сцену необычайно раздвинув ее духовные горизонты. Серьезный вклад в освоение классики внесен и Ленинградским академическим Большим д ...

Изобразительное искусство Средней империи
III век - период кровавых гражданских войн в истории Рима. Рабовладельческий способ производства (а с ним и рабовладельческое мировоззрение) исчерпывает себя, идет бурное расслоение в рабовладельческом классе, появляются свободные арендат ...