Другая пелена из Московского Кремля относится к московской школе конца XVI - начала XVII века. Ближайшая иконографическая аналогия этой пелене – икона "Богоматерь Тихвинская" третьей четверти XVI века, вставленная в раму с клеймами сказания, из Благовещенского собора Московского Кремля.44 О времени и месте создания подвесной пелены свидетельствуют тонкий рисунок удлинённых фигур, одежды с проработанными складками, изящный очерк рук, лик Марии с большими глазами, тщательность шитья с малым оттенением в личном. Иконография пелены традиционна. Лики шиты некрученым золотисто-песочным шёлком "в раскол", волнистые волосы Младенца и радужки глаз – красно-коричневым шёлком. Черты ликов, контуры и детали рисунка отмечены чёрной нитью. Нимбы и одежды выполнены прядёными золотными и серебряными нитями с красно-коричневой, голубой и жёлтой прикрепой ("ягодка", "черенок", "рядки"). На фоне серебряной нитью вышиты монограммы. По кайме из той же малиновой камки, что и средник, выложен тропарь праздника иконы Богоматери "Смоленской".
В музее-заповеднике "Ростовский Кремль" хранится пелена "Богоматерь Тихвинская", являющаяся произведением одной из лучших московских мастерских второй половины XVII века, работавшей в традициях годуновского времени. Она была зафиксирована в начале 1900-х годов в ростовском Успенском соборе "на втором от входа левом столбе с восточной стороны".45 Фоном пелены служит красный атлас. Она отличается хорошим рисунком и тщательным шитьём ликов и рук, а также ступней ног младенца шёлком телесного цвета "по форме", без теней, с тонкой контурной линией. Одежды и нимбы сплошь зашиты металлическими нитями "в прикреп" различными стежками. По кайме серебряной нитью вязью выложен текст тропаря "Днесь светло красуеться всея вселенныя царие и князии, святителе и священницы и иноки и все множество народа, радостно празднующе Твоего истинного образа явление, Царице Богородице…", с благодарностью за избавление царствующего града Москвы. Речь идёт о Смутном времени.
В 1921 году в ростовский музей из местного Рождественского женского монастыря поступила подвесная пелена "Богоматерь Тихвинская". В монастыре в Рождественском храме находился образ Богоматери Тихвинской, почитаемый как чудотворный, датированный 1684 годом, украшенный серебряной ризой с камнями и жемчужной обнизью. Однако, в монастыре были убеждены, что икона "писана даже самим святым Феодором, первым архиепископом Ростовским", то есть около 1390-1395 годов.46 Именно к нему была привешена описываемая пелена, относящаяся примерно к тому же самому времени, на что указывает её близкое стилистическое сходство с произведениями, вышедшими из московской светлицы Акилины Бутурлиной. Изображение шито по красному атласу шёлковыми, золотными и серебряными нитями. По описи начала XX века, "нимбы, убрус Богоматери, Ея рукав и свиток в руках Младенца низаны жемчугом; прочие прориси обшиты кручёной серебряной ниткой", "звёзды на лбу и плече имеют в середине по небольшому бирюзовому камешку и шиты мелким жемчугом". Кайма пелены из зелёного атласа, по ней крупной вязью золотной нитью шит текст тропаря "Днесь яко солнце пресветло…" Лики и руки вышиты светло-песочным некрученым шёлком "в раскол", все контуры и черты выделены тёмно-коричневой нитью, которой вышиты и волосы Младенца.
Из Ростова происходит и пелена, находившаяся ранее в собрании П. Д. Корина, теперь входящая в состав коллекции Государственной Третьяковской галереи. По стилю и технике исполнения её можно отнести к произведениям московской школы 2-й половины XVII века. Личное шито шёлком "по форме", одежды, нимбы и фон – золотной нитью различными швами "в прикреп". Контуры рисунка, надписи и орнаменты шиты серебром. По широкой жёлтой шёлковой кайме плотной вязью исполнены литургические тексты и памятная надпись внизу.
Похожие статьи:
Друзья и враги
У меня есть рассказ с таким названием написанный еще в первой серии рассказов, в первой половине восьмидесятых, и посвящен он был этим понятиям. Они рассматривались как процессы, как явления в человеческой жизни на примере моих отношений ...
Фрески храма Успения на Волотовом поле. Опыт истолкования
Архангел Гавриил. Фреска храма Успения на Волотовом поле. Вторая половина XIV в.
Фрески разрушенного немецкими нацистами храма на Волотовом поле принадлежат к самым известным памятникам древнерусской живописи. После того как в начале н ...
Преобразование Санкт-Петербурга
Исторический центр Санкт-Петербурга как целое и его дворцово-парковые пригороды включены в список Всемирного наследия.
Этот город многим обязан парадоксам советской истории: останься столицей, он был бы неузнаваем. Наверное, снесли бы Ис ...

Разделы