Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 5

В 1630 году княгиня Домника Михайловна, жена князя Фёдора Ивановича Мстиславского, приложила шитую пелену "Одигитрия" к чтимой иконе Вознесенского монастыря, написанной в 1482 году на старой доске Дионисием, иконографии которой она и следовала. Надписи на пелене, как и в иконе, сохранили палеографические особенности греческого оригинала (своеобразное лигатурное соединение букв "р" и "и", а также начертание буквы "д"). А. Пшеничников называет её иконой "Смоленской Божией Матери", отмечая, что она "первоначально употреблялась вместо подвесной пелены к местной иконе соборного храма Одигитрии". Д. С. Дмитриев также называет пелену шитой иконой "Богоматерь Смоленская", вероятно, потому, что в XIX веке она висела в раме на восточной стороне северо-западного столпа главного монастырского храма как самостоятельная икона.

Богоматерь изображена в трёхчетвертном повороте с Младенцем на левой руке, представленным прямолично с благословляющей правой рукой. В левой руке Он держит у пояса свиток. По сторонам нимба Богоматери – два поясных ангела с мерилами и зерцалами в руках. Фоном к шитью служит гладкий вишнёвый бархат. Личное шито плотно, тонким кручёным шёлком песочного цвета "в раскол", "по форме", с оттенениями светло-коричневым шёлком. Радужки глаз – коричневые, губы – красные, черты лица прошиты тёмно-коричневой нитью. Особенностью рисунка на пелене является необычная форма высокого лба Младенца. Его волосы шиты сканым серебром с коричневым шёлком. Одежды, нимбы, крылья ангелов выполнены прядёными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швами "клетчатый городок", "рядки", "черенок", "городок", "ягодка", "ягодка двойная"). Складки одежд прочерчены тёмно-коричневой нитью. Звёзды на очелье и плече Богоматери шиты голубым шёлком по настилу, цветы в растительном орнаменте на Её нимбе, окружающие нимбы шнуры и жезлы ангелов – рельефной золотосеребряной нитью. Орнамент на нимбе Марии, перекрестье и монограмма на нимбе Христа обнизаны жемчугом. Жемчужная обнизь на надписях фона не сохранилась. На среднике под изображением прядёным серебром вязью сделана вкладная надпись в две строки: "Лета 7138 (1630) сию пелену приложила по обещанию ко образу Пречистой Богородицы честныя и славныя Ея Одигитрии в Вознесенский девичий монастырь боярина князя Федора Ивановича Мстиславского княгиня Домника Михаиловна". На каймах из синего бархата вышиты золотными нитями вязью с элементами узорочья тропарь "К Богородице прилежно ныне притецем…" и кондак "Не имамы иныя помощи…"

1660-ми годами датируется пелена "Богоматерь Одигитрия", происходящая из Сольвычегодского Благовещенского собора, являющаяся вкладом Григория Дмитриевича Строганова. В 1650 году он женился вторым браком на Анне Ивановне Злобиной. Её деятельность ознаменовала самый плодотворный и продолжительный период в истории Строгановского лицевого шитья. Исследователи, обращавшиеся к искусству Строгановских мастерских, характеризовали этот период как время расцвета.

Иконография композиции близка к образу Богоматери "Страстной", но без ангелов с орудиями страстей. На мафории Марии на плечах и голове – три медальона с ангельскими ликами, символами девства. В Сийском иконописном подлиннике этот перевод иконы назван "Что Тя наречем…". Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета атласным швом "по форме" со схематическими тенями более тёмного тона; доличное – прядёным золотом и серебром "в прикреп". Контуры, складки одежд и надписи в среднике выполнены серебром рельефным швом "по верёвочке". На фоне в двух клеймах в виде дробниц сделана надпись "Одигитрия". На каймах из красного атласа серебряной вязью шит тропарь: "К Богородице прилежно ныне притецем…", а на нижней кайме в рамке – вкладная надпись: "Сия пелена строение Григория Димитриевича Строганова".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Николай Гаврилович Чернышевский
Вот уж кого можно было бы посчитать разрушителем духовного единства русской классики – это Чернышевский с романом "Что делать?" (1863). Словно Базаров, он воззрился на русскую жизнь, не желая оставить здесь ничего из традиционно ...

Рождение христианской культуры. Новая интонация
Ликование вселенной в ее основе. Если есть смысл в мире, — чаяли народы, — то он в жизни с Богом. Однако если Всеведущий Любящий Бог вечен, а человек, бездна неведения, — временный посетитель бытия, если Бог навсегда там, а мы здесь, если ...

История японского сада
Сады и парки Японии ярко отражают все стороны японского национального характера, сущность которого необходимо прочувствовать. Для этого человеку надо сконцентрировать внимание, сосредоточиться и прощупать каждую цепь ассоциаций. Наблюдате ...