Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 5

В 1630 году княгиня Домника Михайловна, жена князя Фёдора Ивановича Мстиславского, приложила шитую пелену "Одигитрия" к чтимой иконе Вознесенского монастыря, написанной в 1482 году на старой доске Дионисием, иконографии которой она и следовала. Надписи на пелене, как и в иконе, сохранили палеографические особенности греческого оригинала (своеобразное лигатурное соединение букв "р" и "и", а также начертание буквы "д"). А. Пшеничников называет её иконой "Смоленской Божией Матери", отмечая, что она "первоначально употреблялась вместо подвесной пелены к местной иконе соборного храма Одигитрии". Д. С. Дмитриев также называет пелену шитой иконой "Богоматерь Смоленская", вероятно, потому, что в XIX веке она висела в раме на восточной стороне северо-западного столпа главного монастырского храма как самостоятельная икона.

Богоматерь изображена в трёхчетвертном повороте с Младенцем на левой руке, представленным прямолично с благословляющей правой рукой. В левой руке Он держит у пояса свиток. По сторонам нимба Богоматери – два поясных ангела с мерилами и зерцалами в руках. Фоном к шитью служит гладкий вишнёвый бархат. Личное шито плотно, тонким кручёным шёлком песочного цвета "в раскол", "по форме", с оттенениями светло-коричневым шёлком. Радужки глаз – коричневые, губы – красные, черты лица прошиты тёмно-коричневой нитью. Особенностью рисунка на пелене является необычная форма высокого лба Младенца. Его волосы шиты сканым серебром с коричневым шёлком. Одежды, нимбы, крылья ангелов выполнены прядёными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швами "клетчатый городок", "рядки", "черенок", "городок", "ягодка", "ягодка двойная"). Складки одежд прочерчены тёмно-коричневой нитью. Звёзды на очелье и плече Богоматери шиты голубым шёлком по настилу, цветы в растительном орнаменте на Её нимбе, окружающие нимбы шнуры и жезлы ангелов – рельефной золотосеребряной нитью. Орнамент на нимбе Марии, перекрестье и монограмма на нимбе Христа обнизаны жемчугом. Жемчужная обнизь на надписях фона не сохранилась. На среднике под изображением прядёным серебром вязью сделана вкладная надпись в две строки: "Лета 7138 (1630) сию пелену приложила по обещанию ко образу Пречистой Богородицы честныя и славныя Ея Одигитрии в Вознесенский девичий монастырь боярина князя Федора Ивановича Мстиславского княгиня Домника Михаиловна". На каймах из синего бархата вышиты золотными нитями вязью с элементами узорочья тропарь "К Богородице прилежно ныне притецем…" и кондак "Не имамы иныя помощи…"

1660-ми годами датируется пелена "Богоматерь Одигитрия", происходящая из Сольвычегодского Благовещенского собора, являющаяся вкладом Григория Дмитриевича Строганова. В 1650 году он женился вторым браком на Анне Ивановне Злобиной. Её деятельность ознаменовала самый плодотворный и продолжительный период в истории Строгановского лицевого шитья. Исследователи, обращавшиеся к искусству Строгановских мастерских, характеризовали этот период как время расцвета.

Иконография композиции близка к образу Богоматери "Страстной", но без ангелов с орудиями страстей. На мафории Марии на плечах и голове – три медальона с ангельскими ликами, символами девства. В Сийском иконописном подлиннике этот перевод иконы назван "Что Тя наречем…". Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета атласным швом "по форме" со схематическими тенями более тёмного тона; доличное – прядёным золотом и серебром "в прикреп". Контуры, складки одежд и надписи в среднике выполнены серебром рельефным швом "по верёвочке". На фоне в двух клеймах в виде дробниц сделана надпись "Одигитрия". На каймах из красного атласа серебряной вязью шит тропарь: "К Богородице прилежно ныне притецем…", а на нижней кайме в рамке – вкладная надпись: "Сия пелена строение Григория Димитриевича Строганова".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Поддержка со стороны коммерческих структур
Среди форм поддержки искусства коммерческими структурами в Перми стоит отметить следующие: проведение грантов, прямое финансирование художественных проектов и конкретных авторов, покупка картин и художественных ценностей. В конце 90-х - ...

Леонардо да Винчи
Звучные имена гениев, которых подарило человечеству мироздание, продолжают дарить нам свой яркий свет, чистый лучом разрывающий тусклую пелену долгих лет, веков. Об одном из таких имён мне хотелось бы рассказать в своём реферате. Свой ра ...

Рождение христианской культуры. Новая интонация
Ликование вселенной в ее основе. Если есть смысл в мире, — чаяли народы, — то он в жизни с Богом. Однако если Всеведущий Любящий Бог вечен, а человек, бездна неведения, — временный посетитель бытия, если Бог навсегда там, а мы здесь, если ...