Но это следует понимать иначе, чем мы привыкли видеть, листая учебник истории. Там человечество (а это понятие включает и нас) предстает в виде калейдоскопа сменяющих друг друга государств и народов. Падают династии, учреждаются законы, народы воюют друг с другом…
При такой картине не мудрено видеть цивилизации отдельными мирами, а народы делить на исторические и неисторические.
На самом деле историчность человека более проста и пугающа: исторический принцип заключается в том, что каждый из нас, в какую бы эпоху он ни жил, имеет отца и мать. Меняются имена народов, языки и названия государств. Цепочка родителей и прародителей тянется вглубь веков.
Это – великая загадка твоего (или моего) рода. Род русского не начинается с петровских времен или с времен Рюрика. Ему столько же лет, сколько человечеству в целом. Начиная с Адама, люди рождают детей, и мы – потомки всех тех, кто жил до нас. Но что значит быть потомком?
Мать, отец и ребенок образуют самую элементарную семью. Ныне семья распадается, однако это – «достижение» сегодняшнего дня, семья в том или ином виде всегда была организующей основой человечества.
Отец и мать ребенка могли происходить из одной семьи (рода), могли – из разных. Или женщина переходила в семью мужчины, или мужчина (чисто логически имеется и такая возможность, реализованная, кажется, среди аборигенов Австралии) - в семью женщины.
Навыки бытия (их мы назовем культурой) сопровождают каждого человека: они образуют его мир в рамках своей семьи. Переходя в иную семью, человек сталкивался с иным миром (с иной культурой), но в то же время он привносит и элементы культуры своей семьи.
Ни одна культура не исчезает бесследно, если люди оставляют потомков. Вся культура прошлого сопровождает нынешнее поколение в его культуре.
Необязательно культурное влияние прошлого должно заключаться в элементах, легко вычленяемых из общего контекста современности: римское право и водопровод, греческое народовластие, китайская бумага, египетская астрономия и т.п. Культура прошлого растворяется в нас, мы ее не замечаем, но не будь кого-то в прошлом (не какого-нибудь государства, а конкретного человека), мы были бы чуть-чуть иные.
Все, что творит человечество в себе, над собой, над природой, сохраняется, воспринимается в поколениях и в той или иной форме сопровождает его в истории. Всякое разрушение дает отголоски. Разрушив (убив идеал, представление, сознание) мы изменяем мир не только свой, но и наших потомков. Его уже не восстановить в прежнем виде. В истории всякое событие необратимо. Всякое событие имеет эхо – живое эхо, оно участвует в жизни. Настоящее человечество отягощено прошлым. История – наш общий дом, и если стена в какой-то момент ушла в сторону, наша задача – выровнять ее, не то дом рухнет.
В этом – пугающая историчность нашего бытия. История началась вместе с человечеством. И она закончится, поскольку все, что имеет начало, должно иметь и конец. Культура подавит нас, ибо она ничего не начинает с нуля и ни от чего не отказывается.
Жизнь человека становится все сложнее (в жизнь даже последнего забулдыги входят и ядерное оружие, и озонные дыры, и кризисы перепроизводства). Рано или поздно человек не справится с этой сложностью. Потеряет свой стержень, позволяющий ему не заблудиться в пучине истории ( в конечном счете – отличать зло от добра), и тогда разверзнется бездна.
Поэтому велика ответственность человека за все, что он делает, и эта ответственность тем больше, чем сильнее эхо порождается его деянием.
Похожие статьи:
Опричнина
Дальнейшие события развивались следующим образом на фронте Ливонской войны удалось одержать крупную победу. Военные действия против России начала Швеция. Осенью 1562 года русские войска осадили крупную Литовскую крепость Полоцк, сильная ...
Конфуцианство
Известный философ того времени Конфуций (551-479 гг до н.э.) - основательконфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Егопочти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам ипотустороннем ...
Гриффит. Его значение в истории мирового кино
Группа «Свободное кино» и ее роль в английской кинематографии.
Первый художественный, черно-белый фильм писателя, снятый накануне его сорокалетия в стиле классического неореализма, но со своим уже почерком, посвящен изучению дна Вечного ...
Разделы