Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 3

С точки зрения Л. А. Щенниковой, пелена изображает торжественный молебен, совершаемый в Московском Кремле на площади перед той чтимой иконой "Одигитрии", которая считалась тогда точным списком царьградской святыни. Такой иконой была именно "Одигитрия" из Вознесенского монастыря. Её изображение на пелене полностью совпадает с поновленным Дионисием образом "Одигитрии". При этом главная иконографическая особенность кремлевской иконы-списка и её константинопольского протооригинала – полуфигуры архангелов – выделены крупным размером и репрезентативными позами.

Особое почитание в Москве конца XV века "Одигитрии" из Вознесенского монастыря связано с исторической ситуацией. В 1473 году великий князь Иван III женился вторым браком на племяннице последнего византийского императора Константина греческой царевне Софии (Зое) Палеолог. Не исключено, что благодаря Софии началось новое почитание древней греческой иконы великими княгинями в воспоминание о прославленной константинопольской "Одигитрии". Вероятно, именно она поручила поновление пострадавшей в пожаре иконы Дионисию, работавшему тогда в Кремле.

Другая православная чужестранка, Елена Стефановна, невестка великого князя Ивана III, также внесла свой вклад в прославление греческой иконы, увековечив торжественный молебен к кремлевской святыне на пелене конца XV века. Эта пелена, представляющая собой икону – картину, возможно, предназначалась непосредственно для того монастыря, где хранилась чтимая "Одигитрия", - для Кремлевского женского монастыря, усыпальницы княгинь, основанной великой княгиней Евдокией, строившейся и позже, обновлявшейся и украшавшейся заботами других великих княгинь, не оставлявших вниманием и главную монастырскую святыню.

Из Покровского монастыря в Суздале происходит пелена "Богоматерь Одигитрия", которая в древности, по данным Описи монастыря 1597 года, висела у местного образа, являвшегося, вероятно, списком с царьградской иконы, увезённой в Москву суздальской княжной Евдокией.

Изображение поясной Богоматери с Младенцем на левой руке, шитое по тафте песочного цвета (древний фон), размещено на среднике из красно-золотого алтабаса. Маленькое изображение Богоматери не соответствует значительным размерам средника и всего произведения. Вероятно, оно было вырезано по контуру из обветшавшей ткани и пришито на большую пелену или покров на престол с орнаментальной каймой середины XVI века. В XVII веке к пелене добавили боковые каймы из разных кусков золотного узорного атласа. Надписи, выполненные настилом под жемчуг по голубой тафте в двух кругах и на двух полосах, а также само изображение указывают на признаки, которые встречаются в иконах круга Дионисия.

Кроме признаков художественного стиля, на XV век (время создания изображения) указывают такие технологические особенности, как шитьё личного без подчеркивания форм и преобладание шёлковых нитей. Личное шито некручёным шёлком телесного цвета крупными стежками без выделения объёма. Черты ликов и контуры рисунка отмечены чёрным шёлком, губы – красным. Некручёным же голубым шёлком крупными стежками шиты чепец и зарукавья у Богоматери и коричневым - Её мафорий. Полосы по очелью и вороту Её одежды, одежда Младенца и нимбы шиты прядёным золотом "рядками". Тонкой красной нитью очерчены складки на одежде Младенца и перекрестье на Его нимбе. Контуры фигур и круги на нимбе Богоматери выстланы белыми нитками под жемчуг, который был спорот. На широких каймах из тёмно-синей тафты жемчугом вынизан узор из ромбов и кругов с отростками, в него включены серебряные позолоченные плашки. Подобный орнамент характерен для ряда пелен середины – второй половины XVI века, происходящих из Суздаля.

В описи суздальского Покровского женского монастыря 1597 года подробно описывается многочисленный драгоценный убор к храмовой иконе "Богоматерь Одигитрия" 1360-х годов, которую долгое время в научной литературе называли "Грузинской", состоящий из 225 предметов, в том числе знаменитая пелена "приклада" царицы Анастасии Романовны середины XVI века. В конце описания значится ещё одна пелена: "…повседневная, а на ней образ пречистые Богородицы, вышит золотом по отласу по червчатому. А венец у пречистые Богородицы и у Спасова образа, ожерельицо на пелене низано жемчюгом. А около пелены низано жемчюгом ж, плащи и дробницами по отласу по лазоревому". Таким образом, древняя несохранившаяся кайма у этой пелены была оформлена так же, как и на пелене "приклада" царицы и как на других пеленах из суздальского монастыря. Наличие двух пелен у иконы Одигитрии было в традициях того времени, праздничные и повседневные пелены были у многих икон. На повседневных пеленах обычно выкладывался крест из дробниц, а на каймах вышивалась молитва. Необычность описываемого произведения в том, что повседневная пелена имеет лицевое изображение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

К проблеме утверждения рационального начала в синтаксисе французского языка XVII века
В эволюции французского языка XVII век занимает особое положение благодаря постепенному утверждению и проявлению в нем признаков, которые позволили назвать его языком классическим. Понятие «классического» подразумевает высокое «качество» ...

Киавери и Микетти
Из итальянцев, кроме Трезини, были в Петербурге петровского времени еще только двое: Киавери и Микетти. Гаэтано Киавери (Gaetano Chiaveri; род. в 1689 году в Риме, ум. В 1770 году в Фолиньо) поступил на русскую службу в 1718 году. Он стро ...

Александр Николаевич Островский
Островский – гений русского театра, только он среди русских классиков целиком посвятил себя драматургии и организации театрального дела, начав в 40-е годы с обличительных комедий ("Свои люди – сочтемся", "Бедная невеста&quo ...