Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 7

На широких каймах из синей камки вышиты тринадцать поясных фигур. На верхней кайме – Спас с закрытым Евангелием, по сторонам от Него Богоматерь и Иоанн Предтеча в молитвенном предстоянии, архангелы Михаил и Гавриил. На боковых каймах изображены покровители Москвы и великокняжеского дома митрополиты Пётр и Алексий, а также апостолы Пётр и Павел; на нижней кайме - патрональные святые Ивана III (Иоанн Златоуст) и отца Марии – тверского князя Бориса Александровича (князь-мученик Борис). Рядом с Борисом его брат Глеб и креститель Руси – князь Владимир. Киевский князь Владимир Святославович в это время ещё не был канонизирован (это произошло лишь в 1635 году). Местное почитание Владимира было установлено в Новгороде вскоре после 1240 года в связи с победой Александра Невского над шведами в день его памяти. В Москве изображения князя Владимира и посвящённые ему церкви известны только с начала XVI века. Исключение составляет поясное изображение на воздухе 1389 года тверской княжны Марии Александровны, жены московского князя Симеона Гордого. По-видимому, культ Владимира пришёл в Тверь раньше, чем в Москву. На голове Владимира – корона. Отсутствие патронального святого великого князя Василия II, отца Ивана III, свидетельствует, что пелена выполнена после его смерти (1462) и до кончины самой княгини в 1467 году.

Лик Марии шит тонким малокрученым шёлком песочного цвета швами "атласным" и "в раскол" "по форме". Лики остальных персонажей выполнены более упрощённо "атласным" швом в одном направлении. Тем же швом разноцветными шелками шиты одежды. На Богоматери – коричневый мафорий, синие чепец и гиматий. На Младенце гиматий и хитон слились в единое ярко-синее одеяние. В одеждах святых на каймах сочетаются шелка коричневый с песочным и жёлтым (Иоанн Предтеча, Иоанн Златоуст, апостол Пётр, митрополиты), коричневый со светло-зелёным (Спас, апостол Павел), светло-зелёный с алым (архангелы и князья). Отдельные детали (звёзды, кресты, каймы одежд, клобуки, орнамент на одежде князей), а также нимбы вышиты прядёным золотом простым швом. Золотной же нитью обведены складки одежд и контуры фигур.

Пелена привлекает внимание тонким рисунком и гармоничным цветовым решением. Здесь отсутствует строгость и торжественность в передаче облика Богородицы, обычно присущие образам типа "Одигитрия". Марии придана мягкость, нежность, а в чертах Её лика (характерные формы носа и губ, округлость щёк) угадываются черты славянки. Фигура Её несколько широка и контрастирует с необычайно маленькой фигуркой Младенца.

Вышитая "по повелению", а возможно, руками самой великой княгини Марии Борисовны, пелена эта является интереснейшим свидетельством своей эпохи. В её идейном и художественном замысле гармонично сочетались московские и новгородско-тверские традиции, что было характерно для времени сложения общенациональной русской культуры.

Первой половиной XVI века датируется пелена Богоматерь Одигитрии "Смоленская" кремлёвского собрания, происходящая из суздальского Покровского монастыря. На время её создания указывают художественные и технологические признаки: тонкий рисунок ликов и рук, отсутствие в них оттенений, небольшой набор золотных швов, использование шёлкового шитья в одеждах. Подобный узор на каймах встречается на нескольких пеленах из Суздаля. Иконография традиционна для данного типа.

Изображение Богоматери с Младенцем вышито на красном шёлке, который просвечивает сквозь утраты шитья в личном. Личное шито некручёным тонким шёлком серовато-песочного цвета плотно "в раскол" "по форме" без оттенений. Черты ликов прочерчены коричневым цветом, зрачки глаз – жёлтые. Чепец у Марии и рубашка Христа шиты голубым шёлком "в раскол", Мафорий Богоматери – сканым золотом с малиновыми прикрепами. Каймы на Её плечах выполнены песочным шёлком "в раскол", с золотой бахромой; квадрат на очелье и круг на плече – прядёным золотом. Прядёной же золотной и серебряной нитью с тонкой прикрепой шиты гиматий Младенца, свиток на Его колене, зарукавья, нимбы швами "ягодка с одним стежком", "ягодка", "денежка". На нимбе Богоматери – синее просверленное стекло. Складки прошиты двойной серебряной "верёвочкой". Контуры изображения обведены настилом из белой нити под жемчужную обнизь. Фон средника сплошь зашит прядёным серебром с тонкой однотонной прикрепой простым швом. На фоне белью выложены монограммы. На каймах по тёмно-фиолетовому бархату настилом выложен узор в виде соединяющихся углами ромбов с завитками и включённых в них серебряных позолоченных дробниц разных типов (гладких и с тиснением).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Похожие статьи:

Рафаэль
С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусст­ва связывается представление о воз­вышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Воз­рождения, в котором Леонардо оли­цетворял инте ...

Вечевой новгородский колокол
О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В его судьбе кроме явно вымышленного, фантазийного или сильно переосмысленного с течением веков, много и реального, исторически оправданного. В 1478 году, желая лишить Новгород самостоятель ...

Исследование образной характеристики Екатеринбурга
На кафедре теории искусств Уральской государственной архитектурно-художественной академии проведено исследование образной характеристики центра Екатеринбурга и его отдельных районов. Приобщение пользователей архитектуры к проектному проц ...