Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 10

Фоном для изображения служит жёлтая итальянская камка с крупными цветами (куфтерь). Шитьё выполнено шёлковыми нитями "в раскол", золотными и серебряными нитями "в прикреп". На Богоматери коричнево-малиновый мафорий и голубой чепец; одежда Младенца шита золотной нитью. Лики и руки без притенений, тонко прорисованы контурной линией по шитью телесного цвета. В овальных небольших клеймах на фоне монограммы Богоматери и Христа. Под изображением серебряной нитью выложена надпись: "Приложила сию жена Ивана Даниловича Пенкова княгиня Марья".

Несколько шитых пелен с изображением "Богоматери Тихвинской" происходит из церковных ризниц Ростова. Наиболее ранней среди них является небольшая пелена, предположительно, XVI века. На это указывает типологический характер пелены с кистями, как и применяемые стежки, которыми шиты одежды и нимбы. Вероятно, она была выполнена в провинциальной мастерской вышивальщицей не слишком высокого профессионального уровня. Рисунок её несколько уплощённый, лики изображений шиты светло-коричневым золотистым шёлком гладью "по форме". Зеленоватый атласный фон, как и кайма жёлтого атласа с вышитой по ней текстом кондака акафиста ("О всепетая Мати…"), возможно, являются следствием поновления второй половины XVII века. Либо архаизирующее изображение принадлежит этому времени.

В древнехранилище Новгородского музея из Дымского монастыря в 1913 году поступила пелена "Богоматерь Тихвинская". Изображение было вышито по малиновой камке, которая сохранилась только под шитьём, и переложено на новый фон современными реставраторами в 1975-1978 годах.42 Личное выполнено "в раскол" "по форме", без притенений. Контуры вышиты коричневым шёлком, разделка одежд Христа – жёлтым.

Из Покровского Суздальского монастыря происходит пелена "Богоматерь Тихвинская" второй половины XVI века, хранящаяся ныне в Московском Кремле. В. Т. Георгиевский ошибочно называл её "Грузинской", отмечая, что "пелена представляет собой образчик тонкого миниатюрного шитья, выполненного и со стороны художественной и технической чрезвычайно тщательно".43 Литургическая надпись, исполненная узорной вязью, отличается чёткостью и монументальностью и свидетельствует о профессиональном каллиграфе. Рисунок лика Марии с большими глазами и чётко прорисованными чертами, узор нимба, набор золотных швов, зашитый серебром фон имеют аналогии на других пеленах из Суздаля. Вероятно, первоначально её средник, как и на остальных пеленах, окружала кайма с узором, низанным жемчугом. Увеличение средника и добавление кайм с надписью из стихиры Одигитрии, возможно, первоначально принадлежавших другой пелене, могло быть связано с перемещением пелены к иконе большего размера.

Изображение Богоматери с Младенцем вышито по малиновой камке. Правая рука Её прижата к груди, голова повёрнута к Младенцу. Христос изображён в трёхчетвертном повороте, с поднятой к Марии головой и повёрнутой к нам правой стопой. Одной рукой Он держит свёрнутый свиток, другой благословляет. Личное шито некрученым шёлком песочного цвета плотным швом "в раскол" с небольшими оттенениями светло-коричневым. Чепец и хитон Богоматери выполнены сканым золотом с голубым шёлком, мафорий Марии и одежды Христа – прядёным золотом с вишнёвой и темно-коричневой прикрепой (швы – "черенок" и "ягодка"), нимбы – прядёным золотом простым швом. На нимбе Богоматери золотной рельефной "верёвочкой" выложен узор в виде вьюнка. По контурам фигур, складкам одежд и монограммам положен настил из белых нитей, предназначавшийся под жемчужное низание. Средник наложен на турецкий золотный атлас с крупным растительным узором. К этой ткани пришиты полосы также из турецкого атласа с другим рисунком. Пелену обрамляют широкие каймы со стихирой.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Похожие статьи:

Искусство Феры
В 1968—76 гг. На острове Фера был открыт город Акротири, почти полностью разрушенный землетрясением. В уцелевшем квартале дома располагались вдоль дороги, шедшей с севера на юг. Вероятно, Акротири был городом иного типа, нежели Кносс или ...

Искусство древней Руси X-XIII вв
Сейчас довольно сложно, перебрав множество литературы, найти сохранившуюся информацию об исконно Древнерусской живописи. Некоторые летописи хранят заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо ...

Легенда о св. Дионисии
Впервые св. Дионисий упомянут в тексте, посвященном жизнеописанию св. Женевьевы -Vie de sainte Geneviève (520г), где сообщается о том, что он был первым епископом Парижа и был послан в Галлию папой Климентом (90-100). Умер он в сел ...