Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 2

В компилятивном сочинении 1438-1439 гг. "Повесть о всечестном и божественном храме, именуемом Одигон" также сообщается о чудесном источнике, от воды которого некогда получили исцеление двое слепых; с тех пор это место прозвали "именем Проводников".

По свидетельству историка Михаила Дуки, царьградская святыня, в период осады Константинополя в 1453 году находившаяся в монастыре Хора, была уничтожена турками, делившими её драгоценный оклад.

Представление о погибшем чудотворном образе дают описания испанских (Руи Гонсалес де Клавихо) и русских (Стефан Новгородец, иеродиакон Зосима) паломников XIV-XV веков, отдельные изображения процессий с "Одигитрией" (фреска XIII века во Влахернском монастыре близ Арты, клеймо Кремлёвской иконы "Похвала Богоматери с Акафистом"), а также иконы-списки.

Икона "Одигитрии" представляла Божию Матерь в рост, стоящей и держащей на левой руке Младенца, что подтверждает ряд древнейших памятников: изображения на именных печатях и монетах, фрески церквей Санта-Мария Маджоре и Санта-Мария Антиква в Риме. Но уже в очень раннее время появились поколенные и погрудные списки иконы. Вероятно, образы поклоняющихся архангелов являлись характерной особенностью константинопольской "Одигитрии".

В северо-восточной Руси культ царьградской святыни получил отражение в почитании трех икон: "Богоматери Владимирской", "Одигитрии" из Вознесенского монастыря и "Одигитрии Смоленской".

На Руси изображения Одигитрии известны с домонгольских времен ("Одигитрия" с поясным Георгием на обороте начала XII века в Успенском соборе Московского Кремля и другие). Точные копии-списки именно константинопольской иконы появились на Руси в конце XIV века. В 1381 году архиепископ Суздальский Дионисий прислал из Константинополя две иконы Богоматери Одигитрии, поставленные в два главных города новой архиепископии: в Суздале и Нижнем Новгороде.

Культ "Одигитрии" распространился во многом благодаря суздальской княжне Евдокии, ставшей супругой великого князя Дмитрия Ивановича в 1367 году. В 1386 году она основала в Московском Кремле женский Вознесенский монастырь. Скорее всего, по желанию княгини Евдокии, после смерти архиепископа Дионисия в 1401 году, в Москву была перевезена икона-список царьградской "Одигитрии".

Об "Одигитрии" Вознесенского монастыря имеется важная летописная запись, гласящая "В лето 6990 (1482) сгоре икона Одигитрие на Москве…" Судя по этой записи, обгоревшую греческую икону поновил иконописец Дионисий, сохранив ее прежний рисунок,- написал "в той же образ".10

Почитание иконы нашло отражение в традиционном создании списков. В шитье этот образ был не менее популярен, чем в иконописи. Изображение его встречается как в шитых иконах и подвесных пеленах, так и в многофигурных композициях.

Вероятно, чтимому образу Вознесенского монастыря посвящена знаменитая шитая пелена конца XV века, исполненная, как считают исследователи, по заказу княгини Елены Волошанки, дочери молдавского князя Стефана Великого, выданной замуж за старшего сына Ивана III Ивана Ивановича Молодого в 1482 году. По мнению М. В. Щепкиной, Н. А. Маясовой, пелена вышита по случаю торжественной коронации Димитрия, сына княгини Елены, состоявшейся 4 февраля 1498 года. На пелене представлен крестный ход в Вербное воскресенье 8 апреля 1498 года, в котором принимал участие великий князь Иван III и его коронованный внук.

А. Н. Грабар подверг сомнению утверждение М. В. Щепкиной относительно конкретного события, убедительно показав, что сюжет пелены восходит к сцене Акафиста Богоматери, изображающей вынос главной царьградской святыни – иконы "Одигитрии", совершавшийся по вторникам.12 Установленная исследователем зависимость композиции пелены от иллюстрации соответствующего стиха Акафиста очевидна (иллюстрация кондака 13 на иконе "Похвала Богоматери, с Акафистом" из Успенского собора). И вместе с тем несомненно, что здесь представлен великий князь со своей семьей и митрополит с церковным клиром. Совершаемое ими действо мало похоже на традиционный крестный ход, в который брали несколько чтимых икон. На пелене представлен вынос только одной "Одигитрии".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Периодизация истории культуры
Периодизация культурно-исторического процесса – это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосноват ...

Предпосылки появления панка
В середине 1970-х в Америке не было тех условий, которые спровоцировали контркультуру 1960-х ("новые левые", хиппи, битники и др.). В Великобритании же 1970-ые - это время самой большой молодежной безработицы, такая была только ...

Славяне. Происхождение, отличительные особенности мироощущения
Древнейший пласт доставшегося нам культурного наследия — дохристианская культура восточных славян. Вопрос о происхождении славян до сих пор окончательно не решен. Над ним работают ученые разных специальностей: историки, археологи, лингвис ...