Константинопольская икона Божией Матери "Одигитрия" была главной богородичной иконой византийского мира. Н. П. Кондаков писал: "Икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но и вообще христианской иконописи…"
Благочестивые предания возносили её появление ещё к раннехристианскому времени, связывая это событие с именем евангелиста Луки. Возможно, что причиной тому были некоторые признаки портрета, характерные для этого образа. Лики Матери, стоящей во весь рост, и Младенца, которого Она держит на руках, обращены прямо на зрителя. Эта черта была свойственна также святому Убрусу.
Портретный характер этой иконы может указывать на Египет, как на место её происхождения, а по некоторым сказаниям, при Александрийском патриархе Марке был епископ Фиваиды Лука, оставивший записку о написании им иконы Богоматери.
Византийские историки относили появление образа к 450-м годам, когда императрица Евдокия, жена Феодосия Младшего, будучи на Святой земле между 442 и 460 г.г., прислала "Одигитрию" в Константинополь из Иерусалима. А паломничества царственных особ Византии на Святую землю являются несомненным историческим фактом. Древнейшим свидетельством об иконе Божией Матери "Одигитрия" является отрывок из 1 книги "Истории" Феодора Анагноста или Чтеца, составившего ее около 530 года; и под датой около 450 года он упоминает о паломничестве Евдокии.
Следующее указание об иконе "Одигитрии" письма евангелиста Луки содержится в тексте, приписываемом Андрею Критскому, и относится он к эпохе иконоборчества. В нём говорится, что Рим славится иконами письма евангелиста Луки, и что между них есть икона Божией Матери, называемая "Римской". Иконографически она являлась типом иконы "Одигитрия". У него нет указаний, что такая икона хранится в Константинополе. Весьма возможно, что древняя восточная икона, находившаяся в Константинополе, погибла во времена иконоборчества, а после заменена образом из храма Одигон, откуда в дальнейшем и пошло её название.
Первое упоминание об этом храме относится к X веку. Продолжатель Феофана, рассказывая о походе императора Михаила III на критян в 866 году, отмечает, что полководец Варда вошел помолиться "в храм пресвятой госпожи нашей Богородицы, именуемой Одиги".
Название храма Н. П. Кондаков объясняет как "храм вождей", а более позднее сказание о явлении двум слепцам Богоматери, приведшей их к храму (икону называют также "Путеводительница"), считает традиционной легендой.
Вероятно, во времена императора Михаила III (842-867 г.г.) и началось почитание иконы. В более позднем сочинении XII века рассказывается, что Михаил III построил храм Одигон на месте часовни у святого источника, в котором слепые омывали глаза и получали исцеление.
Важнейшее свидетельство о константинопольской "Одигитрии" сохранилось в латинской рукописи XII века, представляющей собой перевод с греческого первоисточника 1063-1081 г.г., описывающего святыни Константинополя: "В части дворца рядом со Святой Софией, на морском берегу около Большого дворца находится монастырь Святой Марии Богородицы. А в том монастыре – святая икона Святой Богородицы, называемая "Одигитрией", что переводится "Путеводительница", потому что некогда было двое слепых, которым явились Святая Мария, отвела их в церковь свою и просветила их глаза, и они увидели свет. Эту икону Святой Марии Богородицы написал Святой Лука Евангелист, (изобразив) Спасителя на руке Её. С этой иконой Богородицы совершают процессии каждый вторник по всему городу, с великими почестями, пением и гимнами".
Похожие статьи:
Славяне. Происхождение, отличительные особенности мироощущения
Древнейший пласт доставшегося нам культурного наследия — дохристианская культура восточных славян. Вопрос о происхождении славян до сих пор окончательно не решен. Над ним работают ученые разных специальностей: историки, археологи, лингвис ...
Oт космизма барокко к романтическому космизму
Эпоха Барокко - важнейшее звено в цепи культурных эпох и «великих стилей». Переломный его характер проявляется в том, что, наследуя идеи Средневековья, Барокко противопоставляет себя Ренессансу, взрывая его иллюзорные надежды на построени ...
Искусство XVII века
Вслед за примерно трехсотлетним периодом эпохи Возрождения наступает XVII век, ставший одним из наиболее значительных этапов в развитии мировой художественной культуры. Караваджо, Бернини, Веласкес, Рибера, Сурбаран, Рембрандт, Рубенс, ...
Разделы