Резьба по камню в Азербайджане

Другая культура » Резьба по камню в Азербайджане

Страница 1

Искусство азербайджанских резчиков по камню разнообразно: здесь и круглая скульптура, и горельеф, и не глубокий резной рисунок. Издавна иностранных путешественников, посещавших Азербайджан, приводило в изумление изобилие рельефов с фигурами животных, людей, а иногда и с небольшими сюжетными композициями, высеченными на фасадах домов и на надгробных плитах. В степях Ширвана, Мугани, на равнинах Карабаха часто встречаются и скульптурные изваяния. Среди памятников каменной пластики Азербайджана большую научную ценность представляют культовые памятники, фигуры людей. Некоторые из монументов достигают трех и более метров высоты. На всех памятниках руки расположены, главным образом, на груди. На затылке объемно обозначена коса.

Помимо чисто ритуальных моментов, эти памятники прославляли идеи непобедимости и могущества воздвигнувшего их народа. Не случайно они ставились на возвышенностях, на самых оживленных древних торговых путях. Появление в III-VII века такого рода статуй - явление не случайное. Этот исторический период связан с пребыванием в Азербайджане гунских, а позже огузских племен, сыгравших определенную роль в формировании этнического состава азербайджанского народа Обряд установки изваяний на территории Азербайджана хорошо освящен в трудах историков VII-XI века. Албанский историк Моисей Каланкатуйский в своем труде «История Агван» особо отмечает роль и значение этих каменных фигур, воздвигнутых в честь наиболее могущественных воинов и полководцев. Во время траурного обряда не только оплакивали покойного, но и разыгрывали сцены, напоминавшие битвы, в которых участвовал умерший, танцевали, пели. Все это делалось, чтобы напомнить людям о жизни и героизме погибшего храбреца. Впоследствии каменные изваяния, воздвигнутые в честь героя, постепенно превращались в места паломничества. С распространением с середины VII века ислама в Азербайджане эти ритуальные обряды вытесняются.

Из средневековых резных камней Азербайджана, безусловно, первыми заслуживают упоминания так называемые Баиловские камни - рельефные каменные плиты XIII века, поднятые со дна Каспийского моря.

Рельефы на Баиловских камнях - это очень глубоко врезанные надписи в сочетании с растительными узорами и скульптурными изображениями людей и животных. Дата сооружения - 1232-1233 года, имя зодчего-строителя - Зейн-ад-дин, сын Абу Рашида Ширвани. На Баиловских камнях (их около 700) встречается 12 портретных изображений, в том числе, возможно, портретный барельеф самого ширваншаха Ферибруза.

В селении Хачин-Дорбатлы Агдамского района на гранях мавзолея (1314 года) есть рисунки животных - льва, барса, быка, оленя, грифона. В Баку, в районе Девичей Башни обнаружен рельеф головы быка (XIV-XV века).

Высокого развития достигает каменная пластика Азербайджана в XVI-XVII века. Орнаментальные мотивы мемориальных памятников содержат растительные и геометрические узоры, изобразительные мотивы, жанровые сценки: охота, жертвоприношения, пиршества.

Особенно примечательны сюжетные рисунки на памятниках Мингечаурского, Агдамского, Лачинского и других районов. На памятниках, возведенных на месте захоронения мужчин, основным лейтмотивом сюжета является героика. Покойный обычно изображается на коне, в полном боевом наряде, с луком, саблей, топором. Сюжеты: героические подвиги умершего, сцены охоты. Так же, как и в средневековых азербайджанских народных дастанах («Китабы Деде Коркуд»), героика в этих памятниках - форма утверждения смысла жизни. В женских надгробиях большинство сюжетных рисунков строится вокруг ковроткацкого станка. Рисунки на надмогильных камнях сходны по темам, сюжетам и композициям с миниатюрной живописью XVI-XVII века, с росписями Дворца Шекинских ханов. Однако, есть и уникальные рисунки надгробий - пляска шамана, образ покровительницы детей Умай, рисунки птиц и животных, являющихся тотемами древних тюркоязычных народов, и многие другие. Искусство Азербайджана связано издревле с искусством других народов.

Среди рисунков встречается изображение северного лося, одногорбого тибетского яка и других. Изображение мифической птицы «уну» огузских племен с распростертыми крыльями характерно для памятников Лачинского, Кельбаджарского, Кедабекского и Мингечаурского районов. Саркофаги памятников Мингечаурского (Самухского) района, села Уруд тяготеют к графической линейности в трактовке фигур людей и животных. Несколько особняком по трактовке сюжета стоят рельефы саркофага с кладбища Кара-Хаджи Агдамского района, посвященные теме охоты. Здесь мы видим свободную ритмическую композицию, показывающую группу людей и животных в пространстве. Отмеченные памятники представляют интерес не только как памятники искусства, но и как образцы эпиграфики. Надписи на этих памятниках, исполненные арабскими шрифтами, помещены в виде орнаментальной вязи на поверхности или на торцевой стороне саркофага и выполнены в стиле почерков «насталит», «насх», «сульс». Текст их содержит стихи из Корана, хадиси, молитвы, имена усопших, а иногда и даты.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Живопись времени Августа
В декоративной живописи конца принципата Августа возникает стиль, названный третьим помпеянским. Если во втором стиле преобладала архитектурная композиция, будто разрушавшая стену, то в третьем живописцы, напротив, подчёркивают плоскость ...

Ранний Александровский классицизм и его французские источники
Ранний Александровский классицизм есть только дальнейшее развитие тех мыслей, чувств и настроений, которые бродили в архитектурных кругах Парижа во времена Людовика XVI. Начавшаяся революция и потянувшиеся вслед за тем бесконечные войны п ...

Тициан
В отличие от рано ушедшего из жиз­ни Джорджоне Тициан Вечеллио прожил почти столетие (1476 или 1477—1576). Он родился в местечке Пьеве ди Кодоре близ Альп, учился в Венеции у Джентиле и Джованни Беллини, в 1507 г. перешёл к Джор­джоне и с ...