Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 15

Описываемая пелена является произведением мастерской Евдокии Нестеровны, урождённой Лачиновой, жены Семёна Аникиевича Строганова. Её фоном служит красная камка. Личное шито очень тонким кручёным шёлком тёмно-телесного цвета "атласным" швом "по форме", глаза – серым, тёмно-вишнёвым и чёрным шёлком. Тонкие линии моделировки вокруг глаз и по овалу ликов, а также тени у рта – шёлком цвета более тёмного, чем основной. Одежды, нимбы, и растительные орнаменты на каймах шиты прядёной золотной нитью с неяркой шёлковой прикрепой. Контуры и складки одежд отмечены чёрной нитью. В среднике прядёным серебром выложены монограммы Христа и Марии, а также надпись "Одигитрия", на каймах – вязь тропаря молебного канона "К Богородице прилежно ныне притецем…"

Существовали обратные переводы Богоматери "Одигитрия" - с Младенцем, сидящим на правой руке. При этом иконописцам приходилось менять положение рук Младенца и Его фигуры, так как в типе "Одигитрия" правая рука Христа, обычно вытянутая в сторону, благословляет. При обратном переводе подобное положение неестественно: левая рука не может благословлять. Известно достаточно много видов обратной "Одигитрии".

В образе "Одигитрия Иерусалимская" Младенец обращён и фигурой и лицом к Богородице, подняв к Ней голову. В левой руке Он держит на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. Мария склоняет голову к Сыну и смотрит на Него, слегка прижимая левую руку к груди. По преданию, образ был написан евангелистом Лукой в 15 лето по Вознесении Господнем. В 453 году она была перенесена греческим царём Львом Великим из Иерусалима в Царьград и поставлена в храм Богородицы Пигии. После победы над скифами икону переместили во Влахернскую церковь. В 988 году царь Лев VI Философ принёс её в дар великому князю Владимиру, после того, как он покорил город Корсунь и крестился в нём. Владимир даровал святыню новгородцам после обращении их в христианство. Икона оставалась в Новгородском Софийском соборе до покорения города Иваном IV Грозным. В 1571 году он перенёс её в Московский Успенский собор.

В ризнице Троице-Сергиевой лавры находится пелена "Богоматерь Иерусалимская". Характер шитья центральной композиции позволяет отнести её ко второй половине XVI века. На среднике из красного атласа вышито изображение Богоматери, держащей Младенца на правой руке. Личное шито телесного цвета шёлком, с тенями. Одежды выполнены прядёным золотом "в прикреп". Надписи низаны жемчугом. Орнаментальная кайма шита по чёрному бархату прядёным золотом и серебром, её стилизованный узор растительного характера – вьющийся стебель, составленный из цепочки овалов.

Близок по композиции к "Иерусалимской" образ Богоматери "Одигитрия Гребневская". Её появление в Москве связано с именем Дмитрия Донского. В 1380 году великий князь возвращался после победы над Мамаем с берегов Дона в Москву и проходил мимо города Гребня на реке Чири, впадающей в Дон. Жители этого города поднесли ему икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворением и получившую от города название Гребневской. Великий князь привёз её в Москву и поставил в Успенском соборе Кремля.

Эта чудотворная икона определила стиль и монументальный, царственный характер образа подвесной пелены к ней, выполненной в 1657 году в мастерской жены Петра Семёновича Строганова – Матроны Ивановны, хранящейся ныне в Государственном Историческом музее. Возможно, пелена была "обещана" за избавление от морового поветрия, свирепствовавшего во многих городах России в 1654-1657 годах, прекращение которого в Москве связывали с чудом от иконы "Гребневской". Фон пелены – красный атлас. На её каймах вышиты поясные фронтальные фигуры митрополитов Московских – святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Лики и руки Марии и Христа шиты очень тонко кручёным шёлком тёмно-телесного цвета горизонтальными стежками, лики митрополитов – вертикальными. Рисунок и разделка волос Богоматери и Младенца – вишнёвым шёлком, митрополитов – коричневым и красным. Характерная светотеневая моделировка выполнена светло-коричневым шёлком. Доличное шито волоченным (одежда Христа, нижняя одежда Богоматери, одеяния митрополитов, нимбы) и прядёным (мафорий Богородицы, вязь надписи) золотом и серебром "в прикреп". Контуры нимбов, складки мафория на голове Марии и монограммы были низаны жемчугом. На каймах серебряной вязью выложен тропарь иконы "Смоленская": "К Богоматери прилежно ныне притецем…" и кондак: "Не имамы иныя помощи…" На подкладке из светло-коричневой китайской камки вышита вкладная надпись: "7163 (1657) году в 20 день сия пелена Пресвятые Богородице Одигитрие Гребневские приложила по обещанию своему Петрова жена Семеновича Строганова Матрона Ивановна и сын ее Федор Петрович Строганов".

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

Похожие статьи:

Рельеф Дмитрия Солунского в Оружейной палате
Дмитрий Солунский на коне. Стеатитовый рельеф. XI-XII вв. Москва. Оружейная палата.(Saint Demetrios de Thessalonique a cheval. Steatite sculptee en ronde bosse. XI-XHe s.s. Chambre des Armures. Moscou.) Рельефная икона Дмитрия Солунско ...

Гюстав Курб
В развитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца Гюстава Курбе (Courbet) занимает особое место. Он был одним из тех, кто, опираясь на лучшие достижения старых мастеров, воплотил в своем творчестве важнейшие принцип ...

Расцвет новгородского зодчества
Статья "Расцвет новгородского зодчества" написана А.В.Щусевым и В.А.Покровским. Она публикуется для того чтобы не прерывать линию исследования, намеченную И.Э. Грабарем для всего раздела, посвященного новгородско-псковскому зодч ...