Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Другая культура » Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Страница 14

Самая поздняя пелена "Богоматерь Казанская" из собрания Русского музея – работа Строгановской мастерской. Фон средника пелены полностью зашит золотной нитью по красному шёлку. Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" со светло-коричневыми тенями, доличное – прядёным золотом и серебром "в прикреп". Контуры и складки одежд выложены рельефно серебром швом "по верёвочке". На короне и нимбе Богоматери, а также в розетках на мафории – металлические касты со стёклами и бирюзой. По каймам из зелёного шёлка шит тропарь "Заступнице усердная Мати Бога Вышняго…"

К тому же времени относится пелена из музея республики Татарстан. Стилистически она близка двум предыдущим, что подтверждает их происхождение из одной мастерской. Личное шито крученым шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" с тенями светло-коричневого тона. Доличное и фон – прядёным золотом и серебром "в прикреп" различными швами. Контур фигуры Богоматери и нимбы выделены серебром высоким швом "по верёвочке". На каймах из камки брусничного цвета серебром вышита вязь тропаря "Заступнице усердная…"

В Новгородском музее находится пелена "Богоматерь Казанская" XVII века, происходящая из Введенского монастыря города Тихвина. Фоном служит голубая камка и коричневая крашенина в шитье личного. Личное выполнено "атласным" швом "по форме", по коричневой крашенине, оставленной незашитой в местах притенений. Нимбы шиты прядёными золотными и серебряными нитями "в прикреп" швами "ягодка" (Младенец), "клетчатый городок" (Богородица). Контуры, надписи, разделки складок одежд Христа и звёзды мафория Марии шиты золотными и серебряными нитями рельефно, по настилу.

Из Спасо-Преображенского собора Усолья, основанного в 1606 году, происходит пелена "Богоматерь Одигитрия" первой четверти XVII века. С середины XVII века за этим иконографическим изводом закрепляется название "Одигитрии Седмиезерской" ("Седмиезерной") по монастырю под Казанью, основанному на месте черемисского урочища монахом Евфимием, пришедшим из Устюга Великого в 1615 году и через 12 лет взятым в Казань в архиерейский дом для службы. Из Казани Евфимий отправил в основанную им пустынь икону "Одигитрия Смоленская". Прославилась эта икона в 1654 году во время "морового поветрия", когда она была перенесена в Казань, где оставалась в кафедральном соборе до 1655 года. Икону приносили при повторении чумы в 1656 и 1657 г.г. Поветрие прекратилось, и в Седмиезерской пустыни был построен храм Смоленской Богоматери и установлен праздник 25 июня в память исцеления от чумы.

Пелену можно сравнить с иконой "Одигитрия" типа "Седмиезерская" 1606 года из Сольвычегодского Борисоглебского монастыря. Рисунок пелены и иконы имеют много общего. Близки пропорции фигур Богоматери; контур, очерчивающий Её большую округлую голову, резко переходит к плечу. Рот и глаза пишутся плавно, без острых внутренних углов, веки тяжёлые, чуть припухшие, дуги бровей длинные и тонкие. Аналогичны кисть благословляющей руки Богоматери, рисунок пальцев и ладони. Та же система складок на мафории. Звезда на нём тоже имеет форму круглого клейма-розетки. Заметные отличия характерны для фигуры Христа. Пелену отличает большая репрезентативность, царственность образа Христа, меньшая лиричность лика Богоматери. При этом икона – монументальный чиновой образ, а пелена имеет небольшие размеры. Икона по стилю относится к XVI – началу XVII века, пелена – характерное произведение XVII столетия.

Документальные источники дают сведения о передаче икон из Сольвычегодского Благовещенского собора в Пермь. В Писцовой книге 1625 года упоминается новая пелена у местной иконы "Одигитрии": "пелена камчата на ней вышит образ пречистые Богородицы Одигитрие". О ней говорится в Писцовой книге 1645 года и 1678-1682 гг. Но в Благовещенском соборе начала XX века этой пелены не было. А. В. Силкин сделал предположение, что пелена, описание которой в Писцовых книгах Сольвычегодска XVII века соответствует пермской пелене, могла быть передана в Усолье.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16

Похожие статьи:

Инструментальная музыка
В Древней Руси существовало два музыкальных понятия — мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись. Мусикия — это инструментальная музыка, игра на музыкальных инструментах (на струнных она называлась гудением, на духовых — со ...

Валдайские колокола и колокольчики
Долгое время в России колокольная традиция существовала и передавалась в устной форме. Преимущественно фольклорно существовала и история русского колокольного литья, в том числе и валдайского. Так предания связывают начало колокольного п ...

Иконография «Казанской» иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинны ...