Самая поздняя пелена "Богоматерь Казанская" из собрания Русского музея – работа Строгановской мастерской. Фон средника пелены полностью зашит золотной нитью по красному шёлку. Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" со светло-коричневыми тенями, доличное – прядёным золотом и серебром "в прикреп". Контуры и складки одежд выложены рельефно серебром швом "по верёвочке". На короне и нимбе Богоматери, а также в розетках на мафории – металлические касты со стёклами и бирюзой. По каймам из зелёного шёлка шит тропарь "Заступнице усердная Мати Бога Вышняго…"
К тому же времени относится пелена из музея республики Татарстан. Стилистически она близка двум предыдущим, что подтверждает их происхождение из одной мастерской. Личное шито крученым шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" с тенями светло-коричневого тона. Доличное и фон – прядёным золотом и серебром "в прикреп" различными швами. Контур фигуры Богоматери и нимбы выделены серебром высоким швом "по верёвочке". На каймах из камки брусничного цвета серебром вышита вязь тропаря "Заступнице усердная…"
В Новгородском музее находится пелена "Богоматерь Казанская" XVII века, происходящая из Введенского монастыря города Тихвина. Фоном служит голубая камка и коричневая крашенина в шитье личного. Личное выполнено "атласным" швом "по форме", по коричневой крашенине, оставленной незашитой в местах притенений. Нимбы шиты прядёными золотными и серебряными нитями "в прикреп" швами "ягодка" (Младенец), "клетчатый городок" (Богородица). Контуры, надписи, разделки складок одежд Христа и звёзды мафория Марии шиты золотными и серебряными нитями рельефно, по настилу.
Из Спасо-Преображенского собора Усолья, основанного в 1606 году, происходит пелена "Богоматерь Одигитрия" первой четверти XVII века. С середины XVII века за этим иконографическим изводом закрепляется название "Одигитрии Седмиезерской" ("Седмиезерной") по монастырю под Казанью, основанному на месте черемисского урочища монахом Евфимием, пришедшим из Устюга Великого в 1615 году и через 12 лет взятым в Казань в архиерейский дом для службы. Из Казани Евфимий отправил в основанную им пустынь икону "Одигитрия Смоленская". Прославилась эта икона в 1654 году во время "морового поветрия", когда она была перенесена в Казань, где оставалась в кафедральном соборе до 1655 года. Икону приносили при повторении чумы в 1656 и 1657 г.г. Поветрие прекратилось, и в Седмиезерской пустыни был построен храм Смоленской Богоматери и установлен праздник 25 июня в память исцеления от чумы.
Пелену можно сравнить с иконой "Одигитрия" типа "Седмиезерская" 1606 года из Сольвычегодского Борисоглебского монастыря. Рисунок пелены и иконы имеют много общего. Близки пропорции фигур Богоматери; контур, очерчивающий Её большую округлую голову, резко переходит к плечу. Рот и глаза пишутся плавно, без острых внутренних углов, веки тяжёлые, чуть припухшие, дуги бровей длинные и тонкие. Аналогичны кисть благословляющей руки Богоматери, рисунок пальцев и ладони. Та же система складок на мафории. Звезда на нём тоже имеет форму круглого клейма-розетки. Заметные отличия характерны для фигуры Христа. Пелену отличает большая репрезентативность, царственность образа Христа, меньшая лиричность лика Богоматери. При этом икона – монументальный чиновой образ, а пелена имеет небольшие размеры. Икона по стилю относится к XVI – началу XVII века, пелена – характерное произведение XVII столетия.
Документальные источники дают сведения о передаче икон из Сольвычегодского Благовещенского собора в Пермь. В Писцовой книге 1625 года упоминается новая пелена у местной иконы "Одигитрии": "пелена камчата на ней вышит образ пречистые Богородицы Одигитрие". О ней говорится в Писцовой книге 1645 года и 1678-1682 гг. Но в Благовещенском соборе начала XX века этой пелены не было. А. В. Силкин сделал предположение, что пелена, описание которой в Писцовых книгах Сольвычегодска XVII века соответствует пермской пелене, могла быть передана в Усолье.
Похожие статьи:
Флорентийский неоплатонизм
Итальянское Возрождение представляет собой не одно обще-итальянское движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Раздробленность Италии служила здесь не последней причиной. Наиболее полно черты В ...
Ажоражоне
В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI в. Особое великолепие город приобрёл после перестройки его центра учеником Браманте Якопо Сансовино (I486— 1570). Напр ...
Периодизация истории культуры
Периодизация культурно-исторического процесса – это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосноват ...
Разделы