Кельтская мифология и формирование мировой культуры

Другая культура » Кельтская мифология и формирование мировой культуры

Страница 3

Мифологические системы и представления индоевропейских народовявляют собой удивительно интересный предмет для любого исследова-ния в области формирования и развития мировой культуры.При всемсвоем разнообразии и порой диаметральной противоположности отдель-ных взглядов они,несмотря на долгое сепаратное развитие,не утрати-ли своей базовой общности,вызванной наличием общих истоков и неко-торых фундаментальных общих тем.Эти темы в разных ситуациях былиразвиты по-разному,и свое высшее выражение они обрели в различныхформах,но само значение этих тем, порожденное общностью их истоков, осталось неизменным.Одной из таких тем является тема миропо-рядка.Важность ее в различных мифологических системах варьирова-лась,но размах этих колебаний был небольшим,и она просматриваетсяв любой сколько-нибудь развитой мифологии примерно на одном и томже месте.Причина этой общезначимости достаточно глобальна.Здесьуместно вспомнить,что стиль человеческого мышления и мировосприя-тия за время,прошедшее с тех далеких времен,когда формировалисьмифологические воззрения,изменился до крайности сильно,почти прин-ципиально.Неоспорим тот факт,что на протяжении обозримого ныне пе-риода человеческого существования возрастало не только количествоизменений,но и их скорость.И современный человек уже в достаточнойстепени привык не только к самому факту прогресса,но и к его голо-вокружительной скорости.Между тем в человеческом обществе тех да-леких времен сам факт каких-либо изменений был достаточной ред-костью,и многое,если не все,так и не изменялось на протяжении од-ной человеческой жизни.Это и объясняет ту огромную разницу в миро-восприятии тогдашнего и современного человека,равно как и труд-ность древних мифологических систем для понимания.

Можно долго спорить о том,имеет ли прогресс положительное илиотрицательное значение,наивный оптимизм по этому поводу,столь ха-рактерный,скажем,для эпохи Просвещения,уже угас,но несомненно одно: прогресс имеет место,хотим мы того или нет.И вся глобальностьэтого явления придает ему крайнюю значимость в глазах нынешнегочеловечества.Такой же (если не большей) значимостью обладал в гла-зах древних миропорядок.Можно без большого преувеличения даже ска-зать,что миропорядок в точности занимал место прогресса и выполнял - 10 -его функции.

Он был той базовой силой,тем глобальным законом,чтообъяснял и осмысливал весь окружающий мир и его статичность,неиз-менность. Наиболее ярким примером отношения индоевропейской мифологии кмиропорядку может служить сопоставление трех мифологических сис-тем,которые,пожалуй,можно назвать наиболее развитыми во всей индо-европейской традиции - индийской,германо-скандинавской и кельтс-кой.Эти системы дают сходное отношение к идее миропорядка,хотя наболее конкретном уровне присутствуют некоторые различия.Наиболееобщим олицетворением идеи миропорядка является _Вмодель мира_А. Онанапрямую связана как с тем глобальным законом неизменности,что онавоплощает,так и с обрядами,необходимыми для его поддержания.Напримере индийского варианта оси (центра модели мира) - ашваттхи -лучше всего видна эта связь обрядов и мифа : asvattha переводитсякак лошадиная стоянка,несомненна связь с asvamedha - обрядом лоша-ди,одним из ключевых обрядов,где роль ашваттхи выполнял жертвенныйстолп asvayupa.Здесь поражает прямая аналогия со скандинавским ва-риантом оси мира - _Вмировым древом_А,ясенем - Yggdrasill буквальнопереводится как "конь Игга (т.е. Одина)".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Кто такие панки
Панк - это чрезвычайно сложное культурное явление, главной задачей которого изначально было разрушение всевозможных стереотипов и рамок. Он представляет собой не просто музыкальный стиль - панк-рок, а определенную форму цивилизации, предп ...

Сверхчеловек Ницше
Специалисты сомневаются в том, насколько серьезно Владимир Соловьев читал Ницше. Едва ли, однако, можно сомневаться в том, что он внимательно прочел «Так говорил Заратустра», уже ставшую одной из самых популярной книг в России. Ему казало ...

Эллинистическое искусство
В конце 4 в. до н.э. рабовладельческие государства восточного Средиземноморья и Ближнего Востока вступили в новый период своего исторического и культурного развития, получивший в науке название эллинизма. Экономический и политический кри ...