Мифологические системы и представления индоевропейских народовявляют собой удивительно интересный предмет для любого исследова-ния в области формирования и развития мировой культуры.При всемсвоем разнообразии и порой диаметральной противоположности отдель-ных взглядов они,несмотря на долгое сепаратное развитие,не утрати-ли своей базовой общности,вызванной наличием общих истоков и неко-торых фундаментальных общих тем.Эти темы в разных ситуациях былиразвиты по-разному,и свое высшее выражение они обрели в различныхформах,но само значение этих тем, порожденное общностью их истоков, осталось неизменным.Одной из таких тем является тема миропо-рядка.Важность ее в различных мифологических системах варьирова-лась,но размах этих колебаний был небольшим,и она просматриваетсяв любой сколько-нибудь развитой мифологии примерно на одном и томже месте.Причина этой общезначимости достаточно глобальна.Здесьуместно вспомнить,что стиль человеческого мышления и мировосприя-тия за время,прошедшее с тех далеких времен,когда формировалисьмифологические воззрения,изменился до крайности сильно,почти прин-ципиально.Неоспорим тот факт,что на протяжении обозримого ныне пе-риода человеческого существования возрастало не только количествоизменений,но и их скорость.И современный человек уже в достаточнойстепени привык не только к самому факту прогресса,но и к его голо-вокружительной скорости.Между тем в человеческом обществе тех да-леких времен сам факт каких-либо изменений был достаточной ред-костью,и многое,если не все,так и не изменялось на протяжении од-ной человеческой жизни.Это и объясняет ту огромную разницу в миро-восприятии тогдашнего и современного человека,равно как и труд-ность древних мифологических систем для понимания.
Можно долго спорить о том,имеет ли прогресс положительное илиотрицательное значение,наивный оптимизм по этому поводу,столь ха-рактерный,скажем,для эпохи Просвещения,уже угас,но несомненно одно: прогресс имеет место,хотим мы того или нет.И вся глобальностьэтого явления придает ему крайнюю значимость в глазах нынешнегочеловечества.Такой же (если не большей) значимостью обладал в гла-зах древних миропорядок.Можно без большого преувеличения даже ска-зать,что миропорядок в точности занимал место прогресса и выполнял - 10 -его функции.
Он был той базовой силой,тем глобальным законом,чтообъяснял и осмысливал весь окружающий мир и его статичность,неиз-менность. Наиболее ярким примером отношения индоевропейской мифологии кмиропорядку может служить сопоставление трех мифологических сис-тем,которые,пожалуй,можно назвать наиболее развитыми во всей индо-европейской традиции - индийской,германо-скандинавской и кельтс-кой.Эти системы дают сходное отношение к идее миропорядка,хотя наболее конкретном уровне присутствуют некоторые различия.Наиболееобщим олицетворением идеи миропорядка является _Вмодель мира_А. Онанапрямую связана как с тем глобальным законом неизменности,что онавоплощает,так и с обрядами,необходимыми для его поддержания.Напримере индийского варианта оси (центра модели мира) - ашваттхи -лучше всего видна эта связь обрядов и мифа : asvattha переводитсякак лошадиная стоянка,несомненна связь с asvamedha - обрядом лоша-ди,одним из ключевых обрядов,где роль ашваттхи выполнял жертвенныйстолп asvayupa.Здесь поражает прямая аналогия со скандинавским ва-риантом оси мира - _Вмировым древом_А,ясенем - Yggdrasill буквальнопереводится как "конь Игга (т.е. Одина)".
Похожие статьи:
Проторенессанс
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подгот ...
Нанни ди Банко
Первым из работавших в ней крупных мастеров нового стиля был Нанни ди Банко. Год рождения его еще не определен с достаточной точностью (возможно, 1376), умер он в 1421 г. Нанни первый решительно отошел от готики и обратился к наследию ант ...
Пассивное эпикурейство
Пассивное эпикурейство (пассивно-чувственная культурная ментальность) зиждется на том, что нет никакой истины, кроме ощущений. Систему моральных ценностей пассивной чувственной ментальности можно определить понятиями «аморализм» и «нигили ...
Разделы