Проблема оценки явлений культуры

Другая культура » Место России в мировой истории » Проблема оценки явлений культуры

Вторая глава открыла нам великие достоинства светской музыки, а 3 глава охладила восторги. Как же оценивать ее? И для чего?

В жизни мы разграничиваем отношение к человеку и греху, паразитирующем на нем: грех ненавидь, а человека люби. Так и в произведении нужно видеть лучшее, но не забывать и об историческом умножении неправды. От апостасии чернеет культура. Но кающийся человек получает благодать. Господь подает силы благочестивым художникам. И это должно видеть в первую очередь.

И оценку негативным вещам нужно давать не во осуждение, а в рассуждение (между истиной и ложью).

В осуждении — недовольство, раздражение, неприязнь, гордыня, превозношение, любоначалие и прочая злоба бесовская. Рассуждение, напротив, всегда движется добрым помыслом, единственной целью имея светлую истину Божию. Блаженный афонский старец Паисий (1924-1993), изложивший святоотеческое учение о помыслах, делил людей на подобных мухе и пчеле. Первая гордится знанием всех помоек в округе, всех туалетов, нечистот животных, не подозревая о красоте цветов. Вторую влечет благоухание — не нужны ей помойки мира. Люди-мухи выискивают злое, а подобные пчелам, имея добрые помыслы, увидев нечистоты, прикопают землей и положат дощечку, чтобы другие не испачкались.

Так и нам в произведениях нужно видеть высшее и лучшее, ибо истина и красота в лучшем, а не в худшем. А в истории культуры, которая направлялась к осатанению, положим дощечки, чтобы другие по неосмотрительности не вступили в нечистоту.

Добро и зло — не в одной плоскости. Добро онтологично, ибо от Бога, зла же Бог не сотворял, оно рождается через злоупотребление свободой. Потому формальное соотношение положительных и отрицательных черт оставим школьным сочинениям советского времени ("положительные черты Бабы Яги — трудолюбие, настойчивость в достижении целей…").

Добрый помысл от смиренно-покаянного сердца привлекает благодать Божию, и она дает видение истины. Потому не только красота, но и обличаемые Богом ошибки оказываются проявлением милости Божией.

На злобный помысл слетаются бесы, околдовывают человека, чтобы тот верил "своему" помыслу, и так ведут его в состояние устойчивого заблуждения, которое и есть, собственно, вера в свой разросшийся помысл, принявший вид убеждения, логичной теории. В такой проработке помысл становится крайне заразительным, и, подобно компьютерному вирусу, начинает форматировать сознание и других людей в угодном дьяволу формате. Через сокрытие ошибок бесы вводят человека и человечество в состояние прелести, а через открытие — в уныние и отчаяние. Общее в этих двух состояниях есть гордость — упорное пребываение в своем помысле, делающее невозможным восприятие истины.

Нам, ничтожным и глупым пред Богом, — какое сияние смысла истории и современности Он ныне открывает! Какая ясность ориентации! Какая школа познания! Смотри и виждь, благодари! Цели обожения дьявол уже открыто и глумливо противопоставил идеал осатанения. Неужто еще неясно, где наше место, и лукавствуем, притворяясь непонимающими? Спаси себя — спасутся вокруг тебя. Сатанеющая грязная антикультура тщится овладеть душой. Но человек свободен. Призванный к вечности, он не раб истории. История для человека — не он для нее. И в культуре волен услышать высокие смыслы и послужить им в науке, в исполнительстве, теории, педагогике, административной деятельности. — Или не услышать их и не послужить. "Ты создан по образу и подобию Божию. Как Бог свободен и творит, что хочет, так свободен и ты", — говорит св. Макарий Великий.21 Мы созданы для лучшего выбора. Зачем выбирать плохое? Особенно России — в свете пророчеств о ее великой миссии во времена антихриста! Ведь из нее, по слову преп. Серафима Саровского, изойдет всемирная проповедь покаяния. Блаженны те, кто во времена крикливой, вызывающе вульгарной исторической подготовки к приходу антихриста мужественно исполнены ликованием Апокалипсиса!

Похожие статьи:

Основные идеи теоретиков кино Риччотто Канудо, Л.Деллкжа, А.Базена. Анализ фильма «Гибель богов»
Фильм по праву считается одним из самых сильных антифашистских произведений. Гауптштурмфюрер СС Ашенбах (Грим) изощренно, одного за другим, улавливает в свои сети представителей могущественного сталелитейного клана фон Эссенбеков, физичес ...

Философско-эстетические следствия научной революции и проблема художественной целостности литературы XVII века
При всей относительности вычленения любого этапа литературы как «целостности», это понятие, как известно, предполагает не только внутреннее единство объекта, но и наличие в нем специфической сущности, то есть особого художественного миров ...

Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма
Возникновение замысла (идеи) произведения у художника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Работая над новой идеей, формой будущего произведения художник обращается к различным источникам творческого проц ...