Вторая глава открыла нам великие достоинства светской музыки, а 3 глава охладила восторги. Как же оценивать ее? И для чего?
В жизни мы разграничиваем отношение к человеку и греху, паразитирующем на нем: грех ненавидь, а человека люби. Так и в произведении нужно видеть лучшее, но не забывать и об историческом умножении неправды. От апостасии чернеет культура. Но кающийся человек получает благодать. Господь подает силы благочестивым художникам. И это должно видеть в первую очередь.
И оценку негативным вещам нужно давать не во осуждение, а в рассуждение (между истиной и ложью).
В осуждении — недовольство, раздражение, неприязнь, гордыня, превозношение, любоначалие и прочая злоба бесовская. Рассуждение, напротив, всегда движется добрым помыслом, единственной целью имея светлую истину Божию. Блаженный афонский старец Паисий (1924-1993), изложивший святоотеческое учение о помыслах, делил людей на подобных мухе и пчеле. Первая гордится знанием всех помоек в округе, всех туалетов, нечистот животных, не подозревая о красоте цветов. Вторую влечет благоухание — не нужны ей помойки мира. Люди-мухи выискивают злое, а подобные пчелам, имея добрые помыслы, увидев нечистоты, прикопают землей и положат дощечку, чтобы другие не испачкались.
Так и нам в произведениях нужно видеть высшее и лучшее, ибо истина и красота в лучшем, а не в худшем. А в истории культуры, которая направлялась к осатанению, положим дощечки, чтобы другие по неосмотрительности не вступили в нечистоту.
Добро и зло — не в одной плоскости. Добро онтологично, ибо от Бога, зла же Бог не сотворял, оно рождается через злоупотребление свободой. Потому формальное соотношение положительных и отрицательных черт оставим школьным сочинениям советского времени ("положительные черты Бабы Яги — трудолюбие, настойчивость в достижении целей…").
Добрый помысл от смиренно-покаянного сердца привлекает благодать Божию, и она дает видение истины. Потому не только красота, но и обличаемые Богом ошибки оказываются проявлением милости Божией.
На злобный помысл слетаются бесы, околдовывают человека, чтобы тот верил "своему" помыслу, и так ведут его в состояние устойчивого заблуждения, которое и есть, собственно, вера в свой разросшийся помысл, принявший вид убеждения, логичной теории. В такой проработке помысл становится крайне заразительным, и, подобно компьютерному вирусу, начинает форматировать сознание и других людей в угодном дьяволу формате. Через сокрытие ошибок бесы вводят человека и человечество в состояние прелести, а через открытие — в уныние и отчаяние. Общее в этих двух состояниях есть гордость — упорное пребываение в своем помысле, делающее невозможным восприятие истины.
Нам, ничтожным и глупым пред Богом, — какое сияние смысла истории и современности Он ныне открывает! Какая ясность ориентации! Какая школа познания! Смотри и виждь, благодари! Цели обожения дьявол уже открыто и глумливо противопоставил идеал осатанения. Неужто еще неясно, где наше место, и лукавствуем, притворяясь непонимающими? Спаси себя — спасутся вокруг тебя. Сатанеющая грязная антикультура тщится овладеть душой. Но человек свободен. Призванный к вечности, он не раб истории. История для человека — не он для нее. И в культуре волен услышать высокие смыслы и послужить им в науке, в исполнительстве, теории, педагогике, административной деятельности. — Или не услышать их и не послужить. "Ты создан по образу и подобию Божию. Как Бог свободен и творит, что хочет, так свободен и ты", — говорит св. Макарий Великий.21 Мы созданы для лучшего выбора. Зачем выбирать плохое? Особенно России — в свете пророчеств о ее великой миссии во времена антихриста! Ведь из нее, по слову преп. Серафима Саровского, изойдет всемирная проповедь покаяния. Блаженны те, кто во времена крикливой, вызывающе вульгарной исторической подготовки к приходу антихриста мужественно исполнены ликованием Апокалипсиса!
Похожие статьи:
Изобразительное искусство Поздней империи
Античность погибала. Мистические восточные культы, сложные теологические учения, распространявшиеся как в провинциях, так и в самом Риме, также нашли отражение в искусстве. Но главное изменение приносила новая религия - христианство, возн ...
Познание «тайны труда» как смысл хозяйствования
Я бы хотел отразить этот вопрос на примере сельской общины в древней Индии.
Слабость и неэффективность централизованной администрации на протяжении большей части истории Индии всегда компенсировались, исключительной внутренней прочностью ...
Десять выдающихся архитекторов и произведений архитектуры XX века
Отделение архитектуры РААСН обратилось к членам Академии с просьбой назвать имена десяти выдающихся, по их мнению, архитекторов и произведений архитектуры XX века. Публикуемые ниже итоги опроса, естественно, не отражают всех конкретных су ...
Разделы