Кельтская мифология и формирование мировой культуры

Другая культура » Кельтская мифология и формирование мировой культуры

Страница 5

Ирландию без большойдоли преувеличения можно назвать наиболее богатой в отношениидревней культурной традиции страной Западной Европы.Даже Исландияне обходит ее по этому показателю.Исходя из истории кельтов в ихпоздние периоды Британские острова явились тем заповедником,гдекультурная традиция сохранилась значительно больше и чище,чем наконтиненте.Сравнительная изоляция вызвала достаточно долгий период - 13 -чистого,сепаратного развития культуры,и поэтому мифология остров-ных кельтов несколько отличается от своих континентальных анало-гов,испытавших значительное влияние соседних культур.Однако и вБритании кельтская традиция не сохранилась.Последующие периодыримского,англосаксонского и норманнского завоеваний уничтожили ос-татки кельтов и их культуры.В несколько другой ситуации оказалисьУэльс и особенно Ирландия,однако и там саксонские и скандинавскиенабеги нанесли большой урон.

Сыграла свою роль и христианизация.Ирландия в этом плане являет разительный контраст с континентом,иприход христианства там был абсолютно ненасильственным,более то-го,старая и новая системы на редкость дружелюбно срослись,и не бы-ло более ревностных хранителей и переписчиков саг (ирл. scel),чеммногочисленные ирландские монахи.Однако несмотря на это была неиз-бежна значительная,хотя и мягкая и постепенная,цензура языческихтекстов.В итоге утеряно практически все учение кельтских друи-дов,включавшее столь важные элементы культуры как космогоническиеи эсхатологические мифы. Таким образом,ирландская мифология является наиболее ярким ичистым образцом кельтской мифологии,и в частности важнейшая тема -тема миропорядка - в ирланских scela предстает в своем высшем вы-ражении.Одним из примеров может послужить одна из центральныхscela - "Битва при Маг Туиред" (Cath Maige Turedh).Хотя эту сагунельзя назвать космогонической,упор несомненно делается на форми-рование миропорядка.В этом плане сага является лишь частью особогоцикла,центром которого можно назвать "Книгу захватов Ирландии"(Lebor Gabala Erenn).Весь цикл является отражением,углублением и - 14 -развитием собственно космогонических мифов,хранителями которых бы-ли друиды,и современное восприятие ирландских саг заметно затруд-нено невозможностью оценки постоянных ссылок и аллюзий на это уте-рянное знание.Однако несомненно одно - весь мифологическийцикл,образуемый в основном "Битвой при Маг Туиред","Книгой захва-тов Ирландии" и "Стариной мест" (Rennes Dindsenchas) демонстрируетодну фундаментальную кельтскую тему - начало,_Воформление миропоряд-_Вка_А.Постепенно новые волны завоевателей приходят в Ирландию,приносяс собой то,из чего складывается тотальный миропорядок - названиярек,гор и т.п.,обычаи,гейсы,обряды.

Часто саги говорят об открытииновых рек или внезапном осушении болот,возникновении равнин ит.п.Это также явно служит такому оформлению.Все с той же цельюпроисходят разделы сфер влияния в естественном и сверхъестествен-ном мирах.При этом явно прослеживается мысль,что все эти завоева-ния и не имеют никакой практической цели,а служат лишь оформлениюсакрального миропорядка.Так,в волшебных холмах - сидах сливаютсянедавние противники фоморы и Племена богини Дану (Tuatha DeDanann).Однако наиболее ярким примером может служить упоминавшаясяранее сага "Разрушение Дома Да Дерга" (Togail Bruidne DaDerga).Она является отражением ежегодного кельтского праздника Са-майн,заключавшегося в ритуальном разрушении миропорядка,враждебномстолкновении естественного и сверхъестественного миров,ритуальнойгибели короля в поединке с демоническим предводителем и последую-щем восстановлении миропорядка.В саге этот обряд хронологическисоотносится с праздником королевской власти в Таре и обрядомTarbfeis.Таким образом выдвигается идея о том,что нет отдельных - 15 -саг,отдельных обрядов,отдельных событий и т.п.,а есть лишь одинглобальный 1 миропорядок 0. Эта мысль достаточно часто выступает и в уэльских сагах.Веро-ятно,ее происхождение не ирландское,а более древнее - общекельтс-кое.В значительной мере она является отражением общего подходакельтского общества к миру,подхода без деления на своих и чу-жих,природу и культуру,космос и хаос и т.п.И этим подходом в ка-кой-то мере объясняется и судьба кельтской культуры,вызванная ееспецифическим стремлением интеграции в мировую культуру в частнос-ти и в глобальный миропорядок в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Народное и церковное искусство Древней Руси
Двойственный характер музыкальной культуры Средневековья С конца X в. вследствие христианизации русская культура претерпевает большие изменения. Появляется новая культура византийского происхождения. Русская культура как бы раздваивается ...

Религиозный культ в славянском городе
Религиозные празднества жителей развивавшихся городов Древней Руси, купечества, воинских дружин, рыбаков, охотников имели некоторые особенности. Эти особенности определялись прежде всего характером экономической жизни этих слоев населения ...

Символика креста
Обычно считают, что такого рода кресты появляются после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. Это мнение не выдерживает критики. Несомненно, интересующее нас явление возникл ...