Кельтская мифология и формирование мировой культуры

Другая культура » Кельтская мифология и формирование мировой культуры

Страница 4

В кельтской мифологииэтому соответствуют мировые древа crann bethad и их воплощения -центральные столпы Bruiden,которые,однако,не имеют столь явнойсвязи с конем. Другим важным образом миропорядка является Закон - _Вдхарма_А.Внекоторых исследованиях он рассматривается как ключевой пункт от-личия богов от людей : боги безгрешны,полностью подчинены миропо-рядку (дхарме),статичны и бессмертны,а люди грешны,не всегда соб- - 11 -людают дхарму,динамичны и смертны.Однако более ярко это выражено вобщем индоевропейском образе _Внапитка бессмертия_А - индийской амри-те.Вообще весь миф о добывании этого напитка в индийском,сканди-навском и кельтском вариантах выглядит почти идентично.

В сканди-навской мифологии место амриты занимает Scaldamiodr - мед поэ-зии,добываемый Одином.В кельтском варианте - напитке пира Гоибниу - соответствует и сюжет об утрате напитка демонами (ирл.fomoire,инд.asura).В скандинавских и кельтских мифах совпадает ипространственное определение зла - север. Таким образом,по рассмотренным выше идеям модели мира,мировогодрева,дхармы и напитка бессмертия нетрудно устанавливается несом-ненное сходство многих наиболее значительных тем индийской,сканди-навской и кельтской мифологии.Это сходство порождено общим источ-ником этих систем и многими общими принципами всех индоевропейскихнародов.Однако присутствуют и кардинальные различия.

Эти мифологические системы отличаются в характере и степениоценки миропорядка.В этом плане кельтская мифология ярко выделяет-ся из общей традиции.И индийские и скандинавские мифы рассматрива-ют миропорядок как сущность оформленного,космоса,культуры в проти-вовес неоформленному,хаосу,природе.Образ миропорядка тесно связы-вается с образами творения мира,с добыванием напитка бессмертия,сдеятельностью _Вкультурных героев_А и т.п.В отличие от этого в кельтс-кой мифологии (особенно в ее поздних - ирландских и уэльских - ва-риантах) миропорядок понимается как нечто надчеловеческое,надкуль-турное,как гармонию космоса и хаоса,природы и культуры.Индийские искандинавские мифы не демонстрируют каких-либо существенных _В изме- - 12 -_Внений _А касательно миропорядка,в то время как кельтский эпос однимиз центральных сюжетов показывает именно эти изменения как нечтоболезненное и разрушительное (как в "Разрушении дома Да Дер-га"),ведущее человека к гибели.Однако главным является то,что этиизменения _Вобречены_А,они не могут поколебать такую глубочайшуювещь,как миропорядок,и все изменения - лишь видимость изменений,вто время как мир остается статичным.

Таким образом,кельтская мифология являет собой более позднюютрактовку идеи миропорядка.Во время создания мифов в мир кельтскихплемен уже начали проникать некоторые изменения,этот мир уже нетак статичен и архаичен,как ранее.Кельтское мировосприятие нужда-лось в каком-то примирении древней неизменности и начинающего про-никать прогресса.Результатом этого явилось более фундаментальное иглубокое переосмысление идеи статичного миропорядка,проявившееся вкельтских мифах и обрядах. IV.Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе. Ирландские эпические произведения являются основным первоис-точником кельтской культуры,сохранившимся до наших времен,и бо-гатство этого источника поистине удивительно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Икона „Вознесение" в Третьяковской галерее
Андрей Рублев и Даниил Черный. Вознесение. Икона Успенского собора во Владимире. 1408. Москва, Третьяковская галерея. Среди памятников древнерусской иконописи имеется немало таких, которые давно уже получили широкую известность, неодно ...

Традиции и современность
Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежит Н.П. Ламановой – подлинному художнику по костюму. Ламановское трактование костюма не только вызывает интерес к чисто внешней стороне жизни общества, но заставляет вглядываться в бы ...

Икона времени Андрея Рублева
Вплоть до Великой Отечественной войны в Новгороде имелось огромное число икон достоверно новгородской школы. Много их имеется и доныне за пределами города. Раннемосковских икон сохранилось гораздо меньше. И потому каждая новая икона, кото ...