Кельтская мифология и формирование мировой культуры

Другая культура » Кельтская мифология и формирование мировой культуры

Страница 4

В кельтской мифологииэтому соответствуют мировые древа crann bethad и их воплощения -центральные столпы Bruiden,которые,однако,не имеют столь явнойсвязи с конем. Другим важным образом миропорядка является Закон - _Вдхарма_А.Внекоторых исследованиях он рассматривается как ключевой пункт от-личия богов от людей : боги безгрешны,полностью подчинены миропо-рядку (дхарме),статичны и бессмертны,а люди грешны,не всегда соб- - 11 -людают дхарму,динамичны и смертны.Однако более ярко это выражено вобщем индоевропейском образе _Внапитка бессмертия_А - индийской амри-те.Вообще весь миф о добывании этого напитка в индийском,сканди-навском и кельтском вариантах выглядит почти идентично.

В сканди-навской мифологии место амриты занимает Scaldamiodr - мед поэ-зии,добываемый Одином.В кельтском варианте - напитке пира Гоибниу - соответствует и сюжет об утрате напитка демонами (ирл.fomoire,инд.asura).В скандинавских и кельтских мифах совпадает ипространственное определение зла - север. Таким образом,по рассмотренным выше идеям модели мира,мировогодрева,дхармы и напитка бессмертия нетрудно устанавливается несом-ненное сходство многих наиболее значительных тем индийской,сканди-навской и кельтской мифологии.Это сходство порождено общим источ-ником этих систем и многими общими принципами всех индоевропейскихнародов.Однако присутствуют и кардинальные различия.

Эти мифологические системы отличаются в характере и степениоценки миропорядка.В этом плане кельтская мифология ярко выделяет-ся из общей традиции.И индийские и скандинавские мифы рассматрива-ют миропорядок как сущность оформленного,космоса,культуры в проти-вовес неоформленному,хаосу,природе.Образ миропорядка тесно связы-вается с образами творения мира,с добыванием напитка бессмертия,сдеятельностью _Вкультурных героев_А и т.п.В отличие от этого в кельтс-кой мифологии (особенно в ее поздних - ирландских и уэльских - ва-риантах) миропорядок понимается как нечто надчеловеческое,надкуль-турное,как гармонию космоса и хаоса,природы и культуры.Индийские искандинавские мифы не демонстрируют каких-либо существенных _В изме- - 12 -_Внений _А касательно миропорядка,в то время как кельтский эпос однимиз центральных сюжетов показывает именно эти изменения как нечтоболезненное и разрушительное (как в "Разрушении дома Да Дер-га"),ведущее человека к гибели.Однако главным является то,что этиизменения _Вобречены_А,они не могут поколебать такую глубочайшуювещь,как миропорядок,и все изменения - лишь видимость изменений,вто время как мир остается статичным.

Таким образом,кельтская мифология являет собой более позднюютрактовку идеи миропорядка.Во время создания мифов в мир кельтскихплемен уже начали проникать некоторые изменения,этот мир уже нетак статичен и архаичен,как ранее.Кельтское мировосприятие нужда-лось в каком-то примирении древней неизменности и начинающего про-никать прогресса.Результатом этого явилось более фундаментальное иглубокое переосмысление идеи статичного миропорядка,проявившееся вкельтских мифах и обрядах. IV.Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе. Ирландские эпические произведения являются основным первоис-точником кельтской культуры,сохранившимся до наших времен,и бо-гатство этого источника поистине удивительно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Новые формы государственной поддержки
В административной политике в области культуры на сегодняшний день приоритетны направления "сохранения и развития театрального и концертного искусства Пермской области". Поэтому бюджетные средства в первую очередь распределяются ...

Функциональность одежды и народные традиции
Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из ни ...

Колокольни, звонницы, церкви "под колоколы"
Колокольня была венцом древнерусского городского архитектурного ансамбля. Она возвышалась над монастырем, кремлем, городом. Звон колоколов разносился и наполнял звуком всю округу. Колокольня или звонница фактически являлись музыкальным ин ...