Кельтская мифология и формирование мировой культуры

Другая культура » Кельтская мифология и формирование мировой культуры

Страница 4

В кельтской мифологииэтому соответствуют мировые древа crann bethad и их воплощения -центральные столпы Bruiden,которые,однако,не имеют столь явнойсвязи с конем. Другим важным образом миропорядка является Закон - _Вдхарма_А.Внекоторых исследованиях он рассматривается как ключевой пункт от-личия богов от людей : боги безгрешны,полностью подчинены миропо-рядку (дхарме),статичны и бессмертны,а люди грешны,не всегда соб- - 11 -людают дхарму,динамичны и смертны.Однако более ярко это выражено вобщем индоевропейском образе _Внапитка бессмертия_А - индийской амри-те.Вообще весь миф о добывании этого напитка в индийском,сканди-навском и кельтском вариантах выглядит почти идентично.

В сканди-навской мифологии место амриты занимает Scaldamiodr - мед поэ-зии,добываемый Одином.В кельтском варианте - напитке пира Гоибниу - соответствует и сюжет об утрате напитка демонами (ирл.fomoire,инд.asura).В скандинавских и кельтских мифах совпадает ипространственное определение зла - север. Таким образом,по рассмотренным выше идеям модели мира,мировогодрева,дхармы и напитка бессмертия нетрудно устанавливается несом-ненное сходство многих наиболее значительных тем индийской,сканди-навской и кельтской мифологии.Это сходство порождено общим источ-ником этих систем и многими общими принципами всех индоевропейскихнародов.Однако присутствуют и кардинальные различия.

Эти мифологические системы отличаются в характере и степениоценки миропорядка.В этом плане кельтская мифология ярко выделяет-ся из общей традиции.И индийские и скандинавские мифы рассматрива-ют миропорядок как сущность оформленного,космоса,культуры в проти-вовес неоформленному,хаосу,природе.Образ миропорядка тесно связы-вается с образами творения мира,с добыванием напитка бессмертия,сдеятельностью _Вкультурных героев_А и т.п.В отличие от этого в кельтс-кой мифологии (особенно в ее поздних - ирландских и уэльских - ва-риантах) миропорядок понимается как нечто надчеловеческое,надкуль-турное,как гармонию космоса и хаоса,природы и культуры.Индийские искандинавские мифы не демонстрируют каких-либо существенных _В изме- - 12 -_Внений _А касательно миропорядка,в то время как кельтский эпос однимиз центральных сюжетов показывает именно эти изменения как нечтоболезненное и разрушительное (как в "Разрушении дома Да Дер-га"),ведущее человека к гибели.Однако главным является то,что этиизменения _Вобречены_А,они не могут поколебать такую глубочайшуювещь,как миропорядок,и все изменения - лишь видимость изменений,вто время как мир остается статичным.

Таким образом,кельтская мифология являет собой более позднюютрактовку идеи миропорядка.Во время создания мифов в мир кельтскихплемен уже начали проникать некоторые изменения,этот мир уже нетак статичен и архаичен,как ранее.Кельтское мировосприятие нужда-лось в каком-то примирении древней неизменности и начинающего про-никать прогресса.Результатом этого явилось более фундаментальное иглубокое переосмысление идеи статичного миропорядка,проявившееся вкельтских мифах и обрядах. IV.Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе. Ирландские эпические произведения являются основным первоис-точником кельтской культуры,сохранившимся до наших времен,и бо-гатство этого источника поистине удивительно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

XVII век как альфа и омега истории западноевропейской культуры
Представление о XVII веке как особом периоде в истории западноевропейской культуры прочно утвердилось в современной науке. Историки, философы, литературоведы, искусствоведы, культурологи говорят о переходном характере семнадцатого столети ...

Рельеф Дмитрия Солунского в Оружейной палате
Дмитрий Солунский на коне. Стеатитовый рельеф. XI-XII вв. Москва. Оружейная палата.(Saint Demetrios de Thessalonique a cheval. Steatite sculptee en ronde bosse. XI-XHe s.s. Chambre des Armures. Moscou.) Рельефная икона Дмитрия Солунско ...

Живописное искусство Германии
С начала ХIХ в. классицизирующие тенденции в немецкой живописи были вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладало реакционное направление и в условиях реакции многие художники становятся на прими­ренческие позиции.Лишь в тво ...