Основные тенденции в русском искусстве конца XX в

Страница 1

Последнее десятилетие XX века в России было насыщенным политическими и экономическими событиями, кардинально изменившими ситуацию в стране. Распад Союза в 1991 г. и смена политического курса, переход к рыночным отношениям и явная ориентация на западную модель экономического развития, наконец, ослабление, вплоть до полной отмены, идеологического контроля - все это в начале 90-х годов способствовало тому, что культурная среда стала стремительно изменяться. Либерализация и демократизация страны способствовали развитию и становлению новых тенденций и направлений в отечественном искусстве.

В России рано говорить о возникновении постиндустриального общества, но теме не менее некоторые основные его характеристики можно отнести к культурной ситуации в нашей стране. Поэтому основные приметы постиндустриального общества и его условия развития на Западе мы рассмотрим в первом параграфе данной главы, посмотрим, каким образом его тенденции начинают складываться у нас. Далее мы исследуем черты постмодернистской культуры, актуальные в конце 1990-х. И перейдем к характеристике русского искусства последнего десятилетия ХХ века. В конце первой главы мы рассмотрим проблему взаимодействия в России периферии и центра, и современную расстановку акцентов в этой проблеме.

Решение поставленных задач позволит нам обратиться к основной теме нашего исследования - современное пермское искусство, - обозначив социально-исторический контекст нашей темы.

Теперь подробнее остановимся на исследовании основных примет постиндустриального общества, складывающегося сегодня в большинстве развитых стран.

Постиндустриальное общество: основные черты.

Термин "постиндустриальное общество" использовал в своих лекциях и статьях Дэниэл Белл (родился в 1919) - американский социолог, профессор Колумбийского (с 1958) и Гарвардского (с 1969) университетов - для того, чтобы подчеркнуть изменения, произошедшие после 1950-х годов в западном обществе индустриального капитализма. Стремясь выразить сущность нового времени, другие ученые предлагали целый ряд определений. "Дж. Лихтхайм говорил о постбуржуазном обществе, Р. Дарендорф - посткапиталистическом, А. Этциони - постмодернистском, К. Боулдинг - постцивилизационном и т. д." . Первоначально (в конце 50-х г. XX в.) постиндустриальное общество рассматривалось американскими учеными в рационалистических понятиях. Основными приметами постиндустриального общества признавались линейный прогресс, экономический рост, повышение благосостояния и технизация труда. Вследствие этого предполагалось сокращение рабочего времени и увеличение свободного.

С конца 60-х годов термин "постиндустриальное общество" наполняется новым содержанием. Ученые (А. Турен, 1968 - 1969 годы, Д. Белл, 1971-1973 годы) выделяют такие его черты: массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественный рост объема научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в экономике сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле ВНП и числу занятых, а также заметное изменение социальной структуры. Это значит, что общество по-новому смогло взглянуть на мир и это дало ему новые возможности для развития. Нельзя не отметить и то, что это было качественным толчком для развития новых форм в искусстве. Это формировало новую модель отношений в искусстве Запада.

В постиндустриальном обществе процесс труда (для части общества), благодаря развитию электронных технологий, превращается в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации. "Становление постиндустриального общества представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию, считает кандидат экономических наук, руководитель исследовательской программы Российского Независимого Института социальных и национальных проблем В.А. Красильщиков. - И ядром этой революции является, в свою очередь, становление нового социального типа человека и характера общественных отношений". Такой тип человека он предлагает определить как "богатую индивидуальность", "многомерного человека". В отличие от эпохи индустриального капитализма, когда жизненный путь и круг его общественных связей определялись в первую очередь тем, к какому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую - его личными способностями, в постиндустриальном обществе "многомерный человек" реально может выбирать "между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом, а также он может по своему усмотрению строить и те отношения, в которые он вступает с другими людьми".

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Додинастический период
Для искусства додинастического периода характерно высокое мастерство обработки камня. Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок, украшенные рельефным изображением; расписанные глиняные сосуды, позволяют судить о т ...

Прикладное искусство Возрождения
Эпоха Возрождения была временем блестящего расцвета итальянского прикладного искусства. Его достижения были во многом подготовлены высоким уровнем художественных ремесел в передовых городах позднего средневековья. Уже в 14—15 столетиях «ш ...

Памятник Г.К. Жукову
Георгий Константинович Жуков внес огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией. Благодаря его умелым действиям гитлеровцы былиразгромлены. К пятидесятилетию победы на Манежной площади был воздвигнут памятник этому тала ...