Переселяя в Иверский монастырь Кутеинское братство, Никон надеялся повысить авторитет своего монастыря. Вслед за монахами из Орши, Копоса (Копыся), Мстиславля и других городов к берегам Валдайского озера потянулись мещане, преимущественно мастеровые люди, расселявшиеся в монастырских вотчинах и самом Валдае.
Культура, ремесла и искусство кутеинских монахов и особенно белорусских мастеровых нашли зримое отражение в своеобразной архитектуре Иверского монастыря.
Замысел энергичного, властного и тщеславного Никона осуществлялся быстро. На острове одна за другой возникали замечательные деревянные постройки, которые сооружали мастера, владевшие вершинами строительного искусства. Красоту деревянного комплекса отмечали многие современники. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: “Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров .”
Документы по истории строительства Иверского монастыря открыли нам множество забытых имен создателей этого замечательного архитектурного комплекса. Имя Афанасия Фомина документы отмечали в течение сорока трех лет — с 1666 по 1708 год. Позднее он почтительно именуется Афанасием Подмастерьевым. Другая колоритная фигура—плотник Иван Исаев (Исаков, Исакиев). В древних документах, как почти все строители, он пренебрежительно назывался Ивашкой. Исаев руководил работами при возведении большой монастырской мельницы на реке Валдайке, ставил деревянные кельи и капитально ремонтировал деревянный город-крепость, строил деревянную шатровую колокольню. Посылали его для работ в Москву на Иверское подворье, позднее в каменных зданиях валдайского монастыря-крепости он отделывал “нутро” (интерьеры), полы, потолки, лавки, чуланы, сени, окна, двери и т. д.
В отличие от других плотников Исаев получал более высокую плату, что сближало его по квалификации с “подмастерьем каменных дел”.
В конце XVII столетия в монастыре работал валдайский плотник Иевко Волк с двумя сыновьями — Семеном и Трофимом. Они были не только плотниками, но и мастерами лодейного (лодочного) дела. На Лодейном острове они изготавливали новые или чинили старые лодки.
Андрей Заонега настилал редкие в то время дубовые паркетные полы “в косяк” в церкви Михаила Архангела и делал лемеховое (чешуйчатое) покрытие на соборе. (Теперь оно почти полностью восстановлено.)
Никифор Ретька руководил в 1665 году строительством брусяных келий патриарха.
Известны имена лодейщиков Герасима Иванова и Антона Васильева. Постоянно работали в монастыре столяры-резчики Иван и Климент Михайловы. Они украшали резьбой Успенский собор. К сожалению, от нее ничего почти не сохранилось, кроме дверей, находящихся сейчас в реставрации. Резьбой были покрыты иконостас, кафедра, настоятельское кресло, ограждение хоров (“таблицы”) и т. д.
При строительстве монастыря широко применялись брусовые постройки, требовавшие более длительной и тщательной обработки бревна на брус, продольная распиловка древесины. В монастырских вотчинах рубили даже избы, которые возили на продажу. Так, крестьяне деревни Шумаково по распоряжению Никона отправляли их в Торжок.
С первых шагов своей деятельности в Иверском монастыре Никон готовился к каменному строительству. В 1653 году в монастырь приехал кирпичник Козьма Пантелеев для заготовки кирпича. Кроме того, патриарх требовал запасаться лесом и камнем, глиной для кирпича и известно, давал указания и поиске белого камня, пригодного для резьбы но нему.
Похожие статьи:
Александр Николаевич Островский
Островский – гений русского театра, только он среди русских классиков целиком посвятил себя драматургии и организации театрального дела, начав в 40-е годы с обличительных комедий ("Свои люди – сочтемся", "Бедная невеста&quo ...
Старообрядческие подделки в иконописи: проблема идентификации
Проблема выявления старообрядческих подделок чрезвычайно остро стоит в современной музейной и экспертной практике. Впервые с ней в массовом порядке столкнулись при реставрации «строгановских» икон в Русском музее в начале 1980-х гг. Иссле ...
Сквозь "Дым". Русский взгляд на Баден-Баден
Немецкий Баден-Баден происхождением и именем чрезвычайно напоминает английский Бат. Это и неудивительно: оба города возникли как результат взаимодействия римлян и германцев - народов, которым Западная Европа в большей степени обязана свои ...
Разделы