Иверский монастырь

Другая культура » Иверский монастырь

Страница 6

После пожара 1825 года собор перестраивали по чертежам валдайского архитектора Александра Харулина. В результате первоначальный облик храма заметно ухудшился. Пострадали не только отдельные детали. У южной части галереи соорудили каменную пристройку (палатку) для ризницы. Заложили некоторые окна и прорубили новые, растесали старые. К западному крыльцу пристроили классический портик с фронтоном на четырех колоннах. Отдельные ремонты и переделки, производившиеся, судя по записям, оставленным рабочими, в 1846, 1849, 1899 и в другие годы, еще больше исказили прежний вид храма.

Множество изменений претерпел и интерьер здания. Первоначально обширной и спокойной белой глади стен был противопоставлен яркий и впечатляющий по пышности и богатству резной многоярусный иконостас. Почти весь его выполнили белорусские' мастера-резчики и иконописцы. До нашего времени иконостас не сохранился.

В конце XVII века стены собора в отдельных местах покрыли живописью, фрагменты которой сохранились на северной и южной сторонах внизу, где располагался иконостас. В 1834 году роспись была уничтожена и заменена грубыми и малоценными в художественном отношении картинами, изображавшими, наряду с однотипными ликами святителей церкви, некоторые сцены из жизни и деятельности патриарха Никона.

В XIX веке переделки собора продолжались. Так, был заложен северный портал и перед ним устроено место для плащаницы; в южной стене вырубили нишу для мощей московских “чудотворцев”, перестроили хоры. Особо почитаемую икону Иверской богоматери, первоначально находившуюся в иконостасе, поместили на среднем южном столбе, вырубив для нее специальную нишу.

В 1965 году в соборе начались реставрационные работы. Снаружи здание сейчас почти полностью реставрировано. Возвращены первоначальные формы палаточному покрытию на центральном объеме, шатровым крышам на крыльцах и апсидах, чешуйчатым кровлям на галереях. Восстановлены почти все оконные и дверные проемы с их декором. Главы, венчающие здание, как и накладки па барабанах, оставлены в формах начала XIX века.

В период возведения храма усиленными темпами велось и деревянное строительство. Работами руководил Иван Белозёр, которому было “плотнишное дело за обычай”.

После строительства каменного собора Иверской богоматери главной заботой Никона стало сооружение каменной трапезной. Подготовка к строительству началась в 1657 году. Но в начале июля 1657 года Никон отрекся от патриаршества. С того времени вплоть до 1666 года в документах не упоминается о каких-либо значительных работах в Иверском монастыре. Последний раз Никон посетил свое детище на Валдайском озере в сентябре 1659 года и провел в монастыре около трех месяцев. Из Валдая он отправился на озеро Велье в Троицкую Галилейскую пустынь, а оттуда на Белое море в Крестный монастырь, также им основанный. Вернувшись в конце 1660 года в Подмосковье, Никон полностью ушел в заботы об устройстве своего третьего монастыря—Воскресенского на Истре (Новый Иерусалим). Иверский монастырь отошел на задний план. Правда, Никон по-прежнему поддерживал деятельную переписку с его властями, отдавал различные распоряжения, но о строительстве в них уже не было ни слова. Более того, он постоянно требовал присылать к себе в Воскресенский монастырь строительных рабочих — каменщиков и кирпичников. Забрал он и самых опытных строителей, среди них даже больного Ивана Белозёра.

“Никоновский” период в истории монастыря, длившийся около тринадцати лет, завершился. На некогда пустынном острове Валдайского озера вырос крупный, хорошо укрепленный монастырь-крепость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Творчество В.Вендерса
Вим Вендерс. Дата рождения: 14 августа 1945. Место рождения: Дюсельдорф, Германия. Западногерманский режиссер, настоящее имя Эрнст Вильгельм Вендерс, самый молодой из прижизненно названных классиками мирового кино. Послевоенная Германия ...

Петроградские театры миниатюр в годы войны
Количество театров миниатюр за время войны заметно увеличилось. В конце 1914-го начала 1915 годов газетная хроника отмечает всплеск “миниатюромании”. Актеры, ради выгоды, переходят из драмы в театры миниатюр, многие драматические театры ...

Поздние работы
С начала 1490-х гг. стиль Боттичелли заметно изменился: картины стали меньшего масштаба; живописец, подчеркивая жесты и выражения персонажей, концентрировал внимание на их страстном порыве к действию. Это таинственное отступление от идеал ...