Взаимодействие городских властей и деятелей культуры

Девяностые начались политическим и экономическим кризисом в стране. Это не могло не отразиться и на жизни провинции. Культура и искусство, освободившись от государственного диктата, перестали получать и финансовую поддержку от государства. Положение сложилось настолько тяжелое, что 28 сентября 1990 г. жители Перми вынуждены были организовать общегородской митинг в защиту культуры и спорта. Участники митинга потребовали от областного Совета наложить мораторий на взимание налога с предприятий культуры и удвоить средства на развитие культуры и спорта в 1991г. Подобные формы протеста в начале 90-х были не редки, хотя и не всегда приносили желаемые результаты. Зато они имели большой общественный резонанс и часто попадали на страницы центральной прессы. Так, информация о прошедшем в Перми митинге оказалась на страницах "Правды". А доля расходов на культуру в бюджете отрасли продолжала снижаться. Это видно из аналитической справки департамента культуры и искусства Администрации Пермской области за 2000 год: Интересно проследить долю расходов на культуру в бюджете отрасли за последнее десятилетие:

О бедственном положении культуры Прикамья постоянно писала местная пресса. Вопрос о дальнейшем развитии культуры и искусства обсуждается на заседании правления пермского отделения Советского фонда культуры (21 декабря 1990 г.) и - позже - на встрече главы Пермской областной администрации Ю.Б. Кузнецова с "работниками культуры и искусства, творческой интеллигенцией Прикамья" (6 мая 1992 г.). С позиции сегодняшнего дня эти обсуждения и встречи кажутся бесполезным занятием, ничуть не влияющим на ход событий. Но вначале 1990-х подобный диалог властей и представителей "творческой интеллигенции" свидетельствовал о становлении принципов демократического взаимодействия. Примечательно, что в 2000-2002 сообщения о подобных встречах - очень большая редкость в пермской прессе. Диалогизация взаимоотношений городских властей и деятелей пермского искусства, думается, была одной из причин творческого подъема в 1993-1997, когда в городе открываются частные галереи, реализуются новые творческие проекты. Многие из этих проектов успешно существуют и сегодня, несмотря на то, что начинались они в кризисных условиях и при полном отсутствии государственной финансовой поддержки.

Однако, во второй половине 90-х годов, стало возможным получение финансирования на проведение выставок и акций в рамках финансирования отрасли культуры, связанного с различными праздниками. В 1990-е стали очень популярны дни рождения города, их празднования происходят очень широко и требуют яркого оформления. К юбилею города чаще всего приурочивается выпуск того или иного научного сборника или сборника стихов, организуются и проводятся персональные выставки художников и творческих союзов. Так, в 1998 году по случаю 275-летнего юбилея города Перми состоялась персональная выставка А. Тумбасова в центральном пермском выставочном зале, посмертная выставка Н. Зарубина в муниципальном выставочном зале и др. В год юбилея городские власти организуют разнообразные творческие конкурсы, реализуют масштабные культурные проекты. В 2002 году был объявлен конкурс на лучшее архитектурно-художественное решение по реконструкции и благоустройству центральной эспланады города. Это заставляет деятелей культуры придерживаться определенных рамок, обусловленных темой конкурса, препятствуя свободному творческому самовыражению.

Таким образом, в начале-середине 1990-х роль государства в развитии искусства в Перми сводилась чаще к так называемой "моральной поддержке". Начиная с 1998 г. ситуация несколько меняется.

Похожие статьи:

Основные черты русского народного костюма. Виды одежды и особенности кроя.
Традиционно крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством сохранила, отработанные веками устойчивые формы , определяющие её своеобразие. До начала ХХ века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древ ...

Панк сегодня
Для большинства юных "панков" ("пионеров") России панк - это "говно". Масс-медиа крепко вбили в их головы и общества в целом стереотип панка - "человек с гребнем, который должен ходить грязным, копаться ...

Поздние работы
С начала 1490-х гг. стиль Боттичелли заметно изменился: картины стали меньшего масштаба; живописец, подчеркивая жесты и выражения персонажей, концентрировал внимание на их страстном порыве к действию. Это таинственное отступление от идеал ...